Кипнис Даниил Алехандрович — Религия - школьный предмет

Тут можно читать онлайн книгу Кипнис Даниил Алехандрович - Религия - школьный предмет - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Искусство и Дизайн. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Религия - школьный предмет
Язык книги: Русский
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Религия - школьный предмет краткое содержание

Религия - школьный предмет - описание и краткое содержание, автор Кипнис Даниил Алехандрович, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Религия - школьный предмет - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Религия - школьный предмет - читать книгу онлайн бесплатно, автор Кипнис Даниил Алехандрович

Кипнис Даниил Алехандрович

Религия — школьный предмет

Предисловие

Предмет «Religion», который преподают в немецкой школе, незнаком выходцам из бывшего Советского Союза. Предлагаемое пособие родилась как попытка авторов заполнить этот пробел прежде всего для самих себя. Она основана на материалах немецких учебников и учебных пособий для школ и гимназий.

Во введении представлены сведения о преподавании, уровень требований, предъявляемых при сдаче экзаменов по религии, как школьному предмету, и часть элементарных понятий, необходимых для усвоения сведений, изучаемых в школьном курсе религии как школьного предмета. БСльшую часть составляет словарь-лексикон понятий теологии, философии и этики, изучаемых в курсе «религии» немецкой школы.

ВВЕДЕНИЕ: РЕЛИГИЯ И Еi ПРЕПОДАВАНИЕ В НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЕ

Для обоснования Uнеобходимости Uпреподавания религии, как школьного предмета, в официальных случаях приводят следующие аргументы:

— религиозно-антропологический аргумент (отражение иррациональности сознания человека) — нежелание и, в какой-то степени, невозможность предать забвению накопленные, отработанные, исследованные формы человеческого существования, связанные с понятием религии;

— общественно- теоретический и идеологокритический аргумент — этические основы современных демократий основаны на общих представлениях, определенных, в том числе, и основными нормами религии;

культурно-исторический аргумент — духовная основа европейской культуры целиком основана на греческо-римской античности, поэтому самосознание сегодняшнего западного человека, его природные, политические и социальные понятия не могут быть поняты без понимания исторических процессов развития христианства.

социологи констатируют возрастание интереса к религии в последние годы, что, возможно, связано с тем, что вполне традиционные аргументы дополняются современными утверждениями, о том, что и

— в эпоху глобализации понимание мировых событий невозможно без учJта религиозных факторов.

UПравовыеU основы преподавания религии

Правовые основы преподавания религии в общедоступных школах Германии определены постоянной Комиссией министерства культуры Земель Германии (KMK, 7 июля 1972) на основе следующих правовых документов:

— 1. Оcновной Закон (Конституция) Германии.

- — В соответствии со статьей 4 Основного закона гарантируется свобода совести и вероисповедания и ненарушимость религиозных прав.

- — В соответствии со статьей 7 школьное образование находится под контролем государства. Юридически ответственные за воспитание лица имеют право определять участие своих детей в учебных занятиях по религии; религия является обязательным предметом во всех общедоступных школах.

- — Несмотря на право государственного надзора, преподавание религии производится в соответствии с принципами религиозных общин; запрещается обязывать учителя преподавать религию вопреки своему желанию.

— 2. Законодательства Земель (Landesrecht).

— Конституции большинства земель в основном повторяют эти положения Конституции ФРГ, однако в Конституциях нескольких земель (Berlin, Brandenburg, Hamburg, Mecklenburg-Vorpommern, Niedersachsen, Schleswig-Holstein) преподавание религии вообще не упоминается.

3. Конкордаты и церковные договоры, принятые как источники права до или после второй мировой войны в ряде Земель (Bayern, Baden-WЭrttemberg, Niedersachsen, Schleswig-Holstein, Hessen, Rheinland-Pfalz).

Таким образом,

отношения между церковью и государством определены прежде всего Основным законом (статьи 4 и 140) и конкретизированы конкордатами (договорами государства и земель с Ватиканом) и аналогичными по содержанию церковными договорами, заключаемыми между евангелическими церквями земель и государством (так называемые KirchenvertrДge).

В целом эти отношения могут быть обозначены как кооперация:

— Церковь и государство рассматриваются в качестве самостоятельных, равноправных партнеров; они имеют свои собственные, особые задачи и зоны влияния и отделены друг от друга (Trennung in der Wurzel);

— совместная работа в круге общих проблемных пространств государства и церкви возможна в случае, если этого требуют основные положения христианской веры или основные этические основания; тогда, в соответствии с соглашениями, возможно вмешательство церкви в ежедневную политику, государственное управление и судопроизводство:

-

в случае опасности для веры и морали церковь может пользоваться правом предостережения по своему усмотрению: "Церковь есть совесть государства"; церковь оказывает помощь государству при защите этических основ, как в социальной так и в культурной областях (например, церковные больницы и школы — в этом случае церковь играет роль интеграционного и стабилизирующего фактора общества);

— близость или дистанцирование политических партий и церкви определяется близостью в религиозных и этических вопросах, например, церковь может приветствовать политическую деятельность партии и ее членов, поскольку партия не поддерживает антицерковную деятельность;

— государство обеспечивает взимание налога на нужды церкви (Kirchensteuer);

— государство поддерживает культурную и социальную работу церкви путем финансирования дотациями и предоставлением льгот на основе принципа субсидирования;

— государство обеспечивает надзор над церковью в части соблюдения государственных законов церковными службами и работниками, например, законов о труде, предпринимательстве, страховании.

Жестко определенные разграничения государства и церкви были достигнуты многолетними переговорами, аналогично, упорядоченность взаимоотношений определяет и правила преподавания религии в немецкой школе.

Положение религии как школьного предмета

Согласно Основному Закону (статья 7 п.3) религия является штатным (включенным в обязательную программу) школьным предметом, который преподается "в соответствии с основными положениями религиозных общин". Таким образом, религия имеет особое положение в ряду школьных предметов:

— с одной стороны, это установленный религиoзно-нейтральным государством предмет, который должен иметь научный характер и возможность видоизменяться,

— с другой стороны, содержание преподавания определяется участием религиозных общин в составлении учебных планов и материалов и в назначении и выборе учителей.

Отсюда вытекают особенности преподавания

— "Religion" как школьный предмет, входит в программы всех ступеней обучения, от начальной школы до старших классов гимназии

— Но, упомянутая статья Конституции (ст. 7 п.2) предоставляет родителям (или вообще лицам, ответственным за воспитание ребенка) Uправо решатьU, будет ли ребенок принимать участие в уроках религии (так обеспечивается гарантированное Основным Законом (статья 4) право на свободу совести). В противном случае, вместо религии школьник UдолженU посещать уроки этики или философии.

— Преподавание религии является конфессиональным — либо католическим, либо протестантским (евангелическим).

— По своему содержанию преподавание религии, хотя и имеет центром тяжести христианское вероучение (прежде всего Библию), но охватывает широкий круг культурно-исторических, человековедческих и социальных аспектов.

— На практике, как показывают учебники, преподавание религии выходит за конфессиональные рамки: следуя духу времени, учебники дают представление о других мировых религиях.

— Нехристианские религиозные общины вправе претендовать на преподавание их религий, безотносительно к тому имеют ли они (обшины) договоры с государством, поэтому в ряде Земель (Бавария, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Норд-Рейн-Вестфалия) детям мусульман преподается ислам.

Поделиться книгой

Оставить отзыв