Мазуренко Вячеслав Николаевич — Атомная субмарина К-27 Жидкий металл

Тут можно читать онлайн книгу Мазуренко Вячеслав Николаевич - Атомная субмарина К-27 Жидкий металл - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Прочая документальная литература. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Атомная субмарина К-27 Жидкий металл
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Атомная субмарина К-27 Жидкий металл краткое содержание

Атомная субмарина К-27 Жидкий металл - описание и краткое содержание, автор Мазуренко Вячеслав Николаевич, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Атомная субмарина К-27 Жидкий металл - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Атомная субмарина К-27 Жидкий металл - читать книгу онлайн бесплатно, автор Мазуренко Вячеслав Николаевич

Вячеслав Мазуренко

Атомная субмарина К-27 Жидкий металл

ПРЕДИСЛОВИЕ

к первому изданию

Видимо, еще долго в нашем сознании, особенно тех, кто служил в Военно-морском Флоте на атомной подводной лодке К-27, 24 мая 1968г. будет связано с трагедией, которая разыгралась на ней в Баренцевом море. Трагедия, которая унесла жизни пятерых и сократила жизнь остальным молодым морякам-подводникам, да и всем, кто оказался к ней причастным. Трагедия, которая и сейчас даёт о себе знать, спустя десятилетия. АПЛ проекта 645

В своей небольшой повести я хочу, как бывший участник тех событий, рассказать читателю о "самой опытовой" атомной подводной лодке. К-27 была шестой по счету среди первого поколения подводных атомоходов и первой в СССР и в мире по своей уникальности. Уникальность К-27 состояла в ее ядерном реакторе, который работал на жидкометаллическом теплоносителе. Жидкометаллический теплоноситель был в 50-х годах и остается сегодня чудом и загадкой в науке и технологии. АПЛ К-27 оказалась фактически самым рискованным экспериментом, который приоткрыл путь к решению этой проблемы, но, увы, только приоткрыл. Самое главное в моей повести – это рассказать о тех прекрасных людях, офицерах, мичманах, старшинах и матросах, с которыми свела меня судьба во время службы на этом корабле.

Это повесть-память о тех, кто служил, кто прошел все тяжелые испытания экспериментальной лодки, прошел через ядерную аварию и главное – выстоял. О тех моих товарищах, которые ушли молодыми из жизни и уходят сейчас.

Мы, моряки-подводники из экипажа К-27, были одним из сотен экипажей атомоходов бывшего СССР, который за короткий век службы корабля прошли через победы, радости и через горечь потерь, разочарований, личных трагедий.

Атомоход К-27 называли кораблем-лауреатом различных премии, школой адмиралов и Героев Советского Союза. Было у К-27 и ещё два прозвища. Одно – престижное, "Золотая рыбка". Другое – мрачное, "Нагасаки". И все, все эти прозвища наш корабль оправдывал. Вице-адмирал Томко Е.А. с сослуживцами К-27 через 30 лет 1993. Питер. В 1968 был старпомом К-27 второго экипажа, кап.2-го ранга. Участник аварийного погхода.

Из тех, кто служил на К-27, впоследствии многие стали командирами атомных ракетоносцев, Героями Советского Союза, адмиралами. Среди них – первый командир К-27 Иван Иванович Гуляев, ставший Героем Советского Союза за то, что умело и грамотно управлял К-27 и проявил при этом мужество, провел первый испытательный поход корабля.

Это бывшие старпомы К-27, ставшие командирами лодок 2-го поколения, вице-адмирал Е.А. Томко – Герой Советского Союза, контр-адмирал Г.М. Умрихин, контр-адмирал В.В. Наумов, и многие другие.

А разве справедливо забывать офицеров, мичманов, моряков, которые проявили мужество при ликвидации аварии на ядерном реакторе в мае 1968 года!?

Несмотря на сложнейшею обстановку во время аварии, никто, хочу подчеркнуть – никто не струсил, не оставил своего поста, выполняя свой воинский долг до конца, до прибытия в базу. Гриценко Виктор Алексеевич, спецтрюмный. 1946-1968. Погиб во время аварии.

Мог ли знать старшина 2 ст. Виктор Гриценко, мои земляк, украинец из Луганской области, что это его последний в жизни выход в море? Что пройдет всего несколько дней, и он уйдет из жизни в тяжелых муках и что спустя десятилетия его имя будет высечено золотыми буквами в Санкт-Петербурге в Никольском Морском Храме?

Там же, рядом с ним, будут имена Ивана Пономаренко из Киевской области, Николая Логунова, Валентина Кулакова, Александра Петрова, Ивана Воеводы.

Разве они думали о себе, когда делали все, чтобы уменьшить последствия радиационной аварии на корабле? Они ушли, чтобы мы жили.

Вот о них мне и хочется рассказать. Рассказать, как сложилась судьба тех, с кем я служил. На это ушли годы поисков. И я хочу искренне поблагодарить своих бывших сослуживцев и тех, кто служил до меня на К-27, за оказанную помощь в сборе материалов, документов, фотографий. Выражаю благодарность контр-адмиралу В.В. Наумову, капитанам 1 ранга В.Н. Милованову, Г.Л. Фытову, Ю.М. Сорокину, А.В, Шпакову, С.М. Полетаеву, капитанам 2 ранга Г.А. Агафонову, В.И. Надточему, Ю.Н. Воробьеву, В.В. Домбровскому, ст. мичману П.А. Щербине. Благодарю Ларису Ивановну Морозову, секретаря Клуба подводников ВМФ России, за многочисленные данные о моих сослуживцах, проживающих в Санкт-Петербурге и за другие материалы. Спасибо моим другим сослуживцам.

Особую благодарность хочу выразить ассоциации подводников г. Киева, лично вице-адмиралу Владимиру Герасимовичу Безкоровайному за помощь и содействие в издании этого материала.

В.Н.Мазуренко.

ГЛАВА 1.

Немного истории.

Создание Северного Флота.

Место службы – Гремиха.

Теплоноситель – жидкий металл

Начиная с: 15-го века Белое и Баренцево моря играли важную роль для торгового флота России. Доступ к незамерзающим гаваням северных морей явился одним из важнейших компонентов морской стратегии России после становления Германии как сильной морской державы на Балтийском море. В связи с этим в 1895 году началось строительство первого военного порта (базы) на Севере – города Александровска (г. Полярный). Строительство порта было завершено в 1899г. События первой мировой войны усилили стратегическую важность Кольского полуострова для России. После захвата Германией побережья Балтийского моря вплоть до Эстонии, Кольский полуостров и Белое море являлись важным пунктом, через который доставлялось вооружение для российской армии. Поэтому в начале первой мировой войны была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, которая предназначалась для защиты морских перевозок России. С открытием в 1917 г. железной дороги, соединяющей Мурманск с остальной частью России, был обеспечен круглогодичный доступ к незамерзающим заливам Кольского полуострова. В советский период, после посещения И.В. Сталиным летом 1933 года Заполярья, была создана Северная Морская Флотилия, которую в 1937 году преобразовали в Северный флот. До начала Второй мировой войны Северный флот насчитывал 8 эскадренных миноносцев (дивизион), 15 дизель-электрических; подводных лодок (бригада) и соединение сторожевых кораблей.

Во время войны Северный флот периодически пополнялся вновь строящимися кораблями, а также кораблями, которые переводились с других флотов. Незамерзающий Мурманский порт приобрел для России важное стратегическое значение. Сюда постоянно приходили конвои западных союзников с грузами, которые затем по железной дороге переправлялась глубь страны. Обеспечением безопасности конвоев совместно с флотами союзников занимался и Северный флот.

Из Второй мировой войны СССР и США вышли победителями и с претензиями на мировое господство, но с различным состоянием экономики и соотношением военно-морских сил. Америка после 1945 года была самой сильной морской державой. Советскому Союзу было необходимо начинать создание своего флота.

Строительство современного флота на Кольском полуострове началось в конце 50-х гг. Вторая мировая война показала высокую боевую эффективность подводных лодок. Однако подводные лодки с дизель-электрическими энергоустановками имели существенные недостатки: малая автономность пребывания под водой, необходимость подвсплытия для пополнения энергозапаса аккумуляторов, что приводило к ухудшению скрытности и вело к обнаружению.

В связи с этим решение о создании атомных подводных лодок явилось стратегически важным моментом в развитии советского флота. Оно было закреплено постановлением Верховного Совета от 21 декабря 1952 г. В 1954 г. спущена на воду первая атомная подводная лодка США – "Наутилус". Строительство первой советской атомной подводной лодки "К-3" ("Ленинский Комсомол") началось 24 сентября 1955 г. в г. Молотовске (г. Северодвинск). АПЛ спущена на воду 9 августа 1957 г. и передана Северному флоту 1 июля 1958 г. З июля АПЛ вышла в Белое море, а 4 июля 1958 г. впервые дан ход атомной установкой. Местом базирования первой атомной подводной лодки стал залив Западная Лица (губа Малая Лопатка). В период с 1950 по 1970 г. Северный флот становится самым мощным флотом России. Вдоль побережья Кольского полуострова строится 6 новых баз, от Западной Лицы – на западе, до Гремихи – на востоке. Организуются небольшие пункты базирования от Печенгского залива на западе до Беломорской базы на востоке и Новой Земли на севере. На Кольском полуострове создаются 5 судоремонтных заводов, а в г. Северодвинске два предприятия для строительства и технического обслуживания АПЛ. Очень скоро советский подводный атомный флот превзошел по своей численности американский ВМФ. К тому времени на Северном флоте базировалось 2/3 атомных подводных лодок от общего количества, имевшегося в СССР.

Поделиться книгой

Оставить отзыв