Шулер Жюль — 50 великих дат мировой истории

Тут можно читать онлайн книгу Шулер Жюль - 50 великих дат мировой истории - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Драматургия. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

50 великих дат мировой истории
Автор: Шулер Жюль
Количество страниц: 52
Язык книги: Русский
Язык оригинальной книги: Французский
Издатель: Урал LTD
Город печати: Челябинск
Год печати: 1997
ISBN: 5-88294-114-8
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

50 великих дат мировой истории краткое содержание

50 великих дат мировой истории - описание и краткое содержание, автор Шулер Жюль, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Пятьдесят дат в истории мира не могут претендовать на то, чтобы стать основой для «Всемирной истории», даже в сокращенном варианте. Они могут тем не менее помочь осветить ее ход как бы несколькими вспышками прожектора. В книге «50 великих дат мировой истории» Жюль Шулер описывает события, оттолкнувшись от которых можно составить общую картину целого ряда вех истории человечества — от овладения огнём до падения Берлинской стены.

50 великих дат мировой истории - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

50 великих дат мировой истории - читать книгу онлайн бесплатно, автор Шулер Жюль

50 великих дат мировой истории

Введение

Пятьдесят дат в истории мира не могут претендовать на то, чтобы стать основой для «Всемирной истории», даже в сокращенном варианте. Они могут тем не менее помочь осветить ее ход как бы несколькими вспышками прожектора.

В потоке времени есть стремнины, где история ускоряет свой бег или делает резкие повороты. Эти узловые моменты несводимы к одной дате, им соответствуют более или менее продолжительные периоды. Выбор же дат подразумевает большую, чем выбор периодов, долю произвола. В том великом смятении, каким была Французская революция, какую дату можно считать наиболее важной? 14 июля 1789 г., которая означает конец абсолютной монархии? Или 10 августа 1792 г., когда пала монархия? Или 21 января 1793 г., когда вместе с казнью Людовика XVI произошел окончательный разрыв революционной Франции со старым порядком и с Европой старого порядка? Может быть, это победа при Вальми 20 сентября 1792 г., когда революционные добровольцы без военного опыта заставили отступить прусскую армию, лучшую армию в Европе… и когда великий немецкий поэт Гете, находясь в прусском лагере, сказал: «С этого дня и с этого места начинается новая эра в истории мира»? А нельзя ли выбрать дату утверждения в 1804 г. Гражданского кодекса, который положил начало новому юридическому порядку, основанному на гражданском равенстве?

Имея в виду эти уточнения, можно сказать, что каждая дата позволяет нам осветить великие этапы эволюции человечества от расщепленного кремня до межпланетного зонда.

Все, что здесь написано, не претендует ни на что большее, как помочь лучше понять этот длинный путь.

Д. П. Урсу, доктор исторических наук, профессор

Овладение огнем

100000 лет до н. э. (?)

Огонь, быстрая химическая реакция соединения углерода с атмосферным кислородом при выделении углекислого газа (CO2), в природе встречается редко.

Он стихийно возникает вблизи вулканов, где при извержениях горячая лава и выбросы пепла поджигают все, что встречается на их пути.

Молния, ударяя в деревья, тоже может вызвать пожар.

Но такие случаи слишком редки и случайны во времени и в пространстве, чтобы позволить человеку привыкнуть к огню и овладеть им для своего блага.

Трудная датировка

Когда человек научился добывать огонь? Отвечая на этот вопрос, мы можем только делать предположения. Человеческие останки, каменные орудия наших предков бросили вызов времени; следы же огня совсем не стойки. В виде остатков костров они сохранились только на сравнительно недавних стоянках.

В процессе физического очеловечивания первым этапом стало прямохождение на двух ногах, которое существенно отличает человека от всех других высших животных. Оно возникло, вероятно, около 10 миллионов лет назад.

Первые отпечатки ног, свидетельствующие о прямохождении и мало отличающиеся от отпечатков ног современного человека, найдены в Лаэтоли (Восточная Африка) и насчитывают около 3,6 млн. лет. Они говорят о завершении эволюции, начавшейся много раньше.

Когда двуногое человекообразное стало настоящим человеком?

Точно мы этого не знаем. Хождение на двух ногах освободило руки от двигательной функции и привело к их специализации на функции захвата и держания. Деятельность рук в «командной зоне» полушарий мозга связана с членораздельной речью и мышлением, что предполагает общественную жизнь и коммуникацию между людьми. Развитие мозга сопровождает процесс производства орудий, применение которых уже не является, как у некоторых животных, случайным. Они изготовляются по заранее намеченному плану. Накопленный опыт передается через социальную коммуникацию как другим людям — в пространстве, так и от поколения к поколению — во времени.

Историки первобытного общества называют орудия труда «индустриями», к ним относят определенные образцы изделий и некоторые технические приемы.

Самая древняя техника обработки камня (техника оббитой гальки) насчитывает 2, 5 млн. лет.

Самые ранние следы огня оставил человек типагомо эректус (человек прямоходящий) на европейских стоянках ледниковой эпохи в Минделе (между 480 000 и 425 000 гг. до н. э.). В нижнем палеолите кострища встречаются весьма редко, а на многих стоянках вообще отсутствуют. Только к концу нижнего палеолита, чуть более 100 000 лет назад, наличие костров на человеческих стоянках становится почти постоянным явлением.

Мы можем поэтому с большой долей вероятности сказать, что человек окончательно покорил огонь за 100 000 лет до н. э.

Использование огня: решающий этап перехода от природы к культуре

Применение огня знаменует решительный шаг в переходе человека от природы — к культуре, от положения животного — к собственно человеческому состоянию.

Этот переход начался, разумеется, ранее, и мы только приблизительно можем обозначить его составные части.

Полностью зависимый от природы человек становится самим собой и приобщается к культуре по мере того, как он овладевает средствами управлять природой. Даже и сегодня природой мы владеем лишь частично, несмотря на то что благодаря науке имеем мощные механизмы воздействия на нее. В таких условиях человек нередко играет роль ученика чародея, неспособного предвидеть все последствия своего влияния на окружающую среду.

Первые возможности воздействовать на природу человеку, овладевшему речью и мышлением, дала общественная организация, основанная на применении различных технических приемов.

Общественная организация в том виде, как она появляется у наиболее архаичных народов, основана на разделении по социальным группам. Эти группы одновременно являются и соперниками, и союзниками; их разделяют и отличают сексуальные и пищевые запреты.

Клан, основанный на мужском (патрилинейном) или женском (матрилинейном) родстве, — это группа родственных индивидов, потомков общего предка, в которой действует запрет на инцест (половые отношения внутри клана). Существуют также один или несколько пищевых запретов (недопустимо поедание определенного животного или растения). Именно этим один клан отличается от другого.

По причине запрета инцеста клан не может существовать изолированно. Его выживание требует наличия одного или нескольких других кланов, где его члены смогут найти себе супругов.

Среди элементов культуры можно назвать совместные трапезы. Тогда как животные утоляют свой голод совершенно случайно, для человека совместное принятие пищи является обычным и составляет определенный ритуал. После покорения огня приготовление продуктов питания входит в эту практику. Начиная с неолита, основой питания становятся различные зерновые. Без тепловой обработки они были мало или вовсе несъедобны; теперь же набор продуктов расширяется, а пища легче усваивается. Появляется «кухня» — совместное занятие в рамках семьи.

Огонь позволяет закалять некоторые изделия из дерева, тем самым совершенствуя орудия труда и оружие.

В век металлов овладение огнем приобретает принципиальное значение.

Поделиться книгой

Оставить отзыв