Чудинов Валерий Алексеевич — Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования

Тут можно читать онлайн книгу Чудинов Валерий Алексеевич - Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Драматургия. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования
Количество страниц: 27
Язык книги: Русский
Издатель: ФАИР-ПРЕСС
Год печати: 2004
ISBN: 5-8183-0814-6
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования краткое содержание

Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования - описание и краткое содержание, автор Чудинов Валерий Алексеевич, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Исследование доктора философских наук, профессора, академика РАЕН В.А.Чудинова посвящено дешифровке надписей на языческих священных камнях, стенах святилищ, святилищам и изображениям древних славянских богов. Изучая многочисленные культовые объекты, автор обнаруживает "данные о присутствии славянской культуры в пространстве (от берегов Португалии до зауральского Аркаима) и во времени (от неолита до первой половины XVII века)" и таким образом приходит к сенсационным выводам: евразийская культура - это культура славян, а Евразия - это Русь.

Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования - читать книгу онлайн бесплатно, автор Чудинов Валерий Алексеевич

Таким образом, нам посчастливилось узнать еще об одной, уже не храмовой и не мастера Максима мастерской, где производилась огранка камней. Судя по фотографии, именно на этом мысе у ручья и производилась огранка камней; полагаю, что в траве или на небольшом расстоянии от поверхности земли можно будет обнаружить мелкий острый гравий — отход гранильной деятельности. Судя по снимку, одновременно в данном месте могло поместиться не более десятка камней, так что производство было поштучным, но регулярным. Полгаю, что при нанесении до сотни надписей камень мог находиться в работе от недели до месяца, так что раз в неделю камни увозили, и также раз в неделю привозили новые (2-3 камня). Во всяком случае, ели положение храма Макоши в Твери не определено, то в данном случае мы имеем абсолютно точное место нахождения мастерской Макоши.

Крещенные камни. Как мы помним, на Ярославлевых камнях кресты не выбивались. Тем не менее, И.Д. Маланин приводит рисунок, на котором видны два креста76. К сожалению, сами камни не показаны. Тем не менее, некоторые суждения высказать можно, поскольку три рисунка из четырех весьма характерны.

Рис. 41

Изображения на валунах Новгородской области

На рис. 39-а изображена “кисть руки на “Гробовом камне” (по С.Н. Ильину). Маланин любил сам осматривать камни, очевидно, что-то ему помешало осмотреть этот камень в данном случае. Кисть слишком толста в запястье, а мышца большого пальца показана не овальной, а круглой. На мой взгляд, как и в предыдущих случаях, перед нами некая усредненная кисть, полумедвежья-получеловеческая, то есть кисть Макоши. С другой стороны, на рис. 39-г показано овальное углубление на головном камне из обкладки могилы на жальнике возле озера Велье. На мой взгляд, так могбы выглядеть центр медвежьей стопы, так что данный камень — тоже Макоши. Наконец, шестиконечные кресты на рис. 39-б и 39-в принадлежат “Гробовому” и “Крестовому” камням (последний — близ деревни Новолсел). “Крещенные” камни Макоши в Белоруссии известны как камни Бориса; возможно, что на Руси они представляют собой разновидности Ярославлевых камней. Но все косвенные черты в виде знаков выдают в этих камнях их принадлежность Макоши.

Промежуточный итог. Итак, мы рассмотрели два камня Макоши в начале главы, затем два Борисова камня, два лика Макоши, Рогволодов и Тверской, Степан (Ярославлев камень), соседку Елесиной Богородицы, камень “Медведицу” и камень Медведь, а также камень деревни Поздышево, затем Макошев дар и камень с “божьим следом”, Козий и Чело, Щеглец с меджвежьей стопой, Чертов и с “надписями”, всего 18 камней. Кроме того, 4 камня определены как камни Макоши заочно. Все камни были небольшими, некоторые размером меньше метра (“чело”), некоторые больше (“тело”), но не многометровые. Иными словами, камни Макоши отличаются малыми размерами.

И каждый из них имел четко читаемые надписи, а на Степане удалось прочитать 113 слов. Из анализа камней стало ясно, что Макошь — наиболее древняя и очень почитаемая богиня, ее камни связаны с магией и ведовством, отчасти с целительством, хотя сама богиня к числу своих ипостасей относила и покровительство любви, и только ее камни после крещения Руси были также либо окрещены (в XI-XII веках) путем выбивания крестов на их лицевой стороне (6-и, 4-х или 3-хконечных), либо просто допущены до христианских культов (Ярославлевы камни). Таких Ярославлевых камней по фотографиям нами обнаружено пять. Кроме того, явно обнаружен один Рогволодов камень и косвенно (по крестам) два Борисовых. При этом возникает впечатление, что до крещения или иного использования в христианских целях камни Макоши пытались приспособить к культу Перуна, для чего и делали на них 2-3 надписи ПЕРУНЪ, однако дальше этого дело не пошло. Так что переделка их в ЯРОСЛАВЛЕВЫ была уже не первой.

В отличие от валунов храмовые камни Макоши выносились из храмовой ризницы на Масленицу для участия в обрядах, о чем делалась специальная запись, а некоторые камни могли перевозиться в дар в соседние области. Наконец, камни Макоши часто назывались Медведем либо Медведицей, в старину — Рыкасом или Рыкашом; иногда это название переносилось на близлежащую деревню. В связи с этим на камнях могли выбиваться изображения медвежьих стоп и кистей рук, промежуточных между кистью человека и передней лапой медведя. С этой точки зрения у таких кистей оказываются толстые запястья и укороченные пальцы, что привело некоторых исследователей к предположению о наличии в древности ритуала специального членовредительства. Я предложил более простое объяснение именно наличием особой “кисти Макоши”.

Огранкой камней занимались мастера в специальных мастерских. Остатки одной из них обнаружены на берегу речушки Смолки, притока Дона, причем неподелеку был найден и камень Макоши. Выбиванием крестов и надписей позже занимались специальные гранильные мастерские при храмах. В одной из таких мастерских при храме Макоши в Твери работал мастер Максим, который выбивал знаки под общим руководством жреца отца Андрея Рязанского. Надписи представляли собой разные варианты имени Макоши: Магиня, Магужь, Макожь, Макошь, или просто надпись Камень Макоши. В дополнение могли также рисовать медвежьи стопы или “кисти Макоши”. Самым древним начертанием были Магиня (или рисунок лошади) и Магужь, но они встречаются крайне редко. Надпись МАКОЖЬ тоже дотаточно древняя, о чем косвенно свидетельствует заплывшая каменными натеками надпись на камне на берегу речушки Смолки.

В двух случаях была обнаружена также “печать Макоши”. Она представляет собой верхний знак МА в виде “футбольных ворот” или полукруглой арки, мачты которых сливаются с боковыми мачтами нижележащего знака ШЬ. Знаком КЪ в виде Г служат прямоугольные линии. В случае арочной верхней часть слово МАКЪШЬ может быть прочитано также как РЫКЪШЬ, то есть МЕДВЕДЬ. Таким образом, помимо “стопы Макоши” и “кисти Макоши” существовала и “печать Макоши”.

Камни Велеса

Об этих камнях мы уже читали, — это камни Волота, Вола, Коровы, Кравца и Шевца. Было бы интересно найти изображение и таких камней с тем, чтобы посмотреть как на надписи, так и на камни, и сравнить их с камнями Макоши.

Велесов камень деревни Зажигино. Наряду с фотографиями других объектов у исследователя культовых камней Каргополья В.В. Шевелева из Таллина имеется и очень поэтичная с художественной точки зрения прорись камня у деревни Зажигино, где великолепно переданы следы стопы77. В.В. Шевелев отмечает при этом, что на камне имеется 8 углублений различной глубины и очертаний и по преданию, на нем сидел местный сятой Александр Ошеневский. В выемках на камне народная традиция видит отпечатки двух ног в обуви, пальцев рук и тазовой части тела святого. Прежде валун пользовался популярностью у богомольцев, направлявшихся монастырь, его почитание сохранилось и сейчас, о чем свидетельствуют современные монеты, положенные в “следки”. Есть здесь и надписи, хотя сам художник их вряд ли видел.

Рис. 42

Камень у деревни Зажигино

Я читаю наверху: ЛЕЖЬНЬ, ЛЕЖАКА ВОЛОСА. КААМЕНЬ. ЧАЙ МАКЪШЬ!, что означает ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОЛОСА. ЧТИ МАКОШЬ ! Таким образом, здесь было место поклонения Макоши, однако камень назван ЛЕЖНЕМ ВОЛОСА. Почему? Здесь уже речь идет не о краеведах, которые могли спутать назвние камня, а о тех мастерах, которые выдалбливали надписи. Они-то точно знали, кому именно посвящался камень. Остается только решить, что любой крупный лежачий валун должен был называться ЛЕЖНЕМ ВОЛОСА. Поскольку только Волос мог поднимать камни, для того, чтобы пропустить душу умершего в рай; вход на тот свет начинался тут же, под камнем. Так что в данном случае камень Макоши играет роль Леня Волоса, то есть роль камня Алатыря. Подробнее об Алатыре я поговорю ниже.

Интересно, что вместо слова КАМЕНЬ начертано реально слово КААМЕНЬ. Такое излишество гласных было характерно в период, когда переход от слогового письма к кириллице уже завершался, и слоговые знаки уже понимались просто как согласные буквы. Это примерно рубеж XII-XIII веков, когда, видимо, и наносились надписи.

Поделиться книгой

Оставить отзыв