Тут можно читать онлайн книгу Пономаренко Роман Олегович - 38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги» - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Драматургия. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.
38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги» - описание и краткое содержание, автор Пономаренко Роман Олегович, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.
Опыт Второй мировой войны свидетельствует, что офицерский корпус войск СС проявил себя одним из самых эффективных среди армий воюющих сторон. Это не может не вызывать удивление, поскольку войска СС, по сути своей являясь нацистской партийной гвардией, не имели ни истории, ни тем более — традиций. Каким образом в войсках СС удалось добиться такого высокого уровня подготовки офицерского корпуса? Как, где и кем осуществлялась подготовка офицеров? Каким критериям должны были соответствовать потенциальные офицеры? Играла ли нацистская идеология серьезную роль в подготовке эсэсовских офицеров? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной книге.
38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги» - читать книгу онлайн бесплатно, автор Пономаренко Роман Олегович
Роман Олегович Пономаренко
38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»
Введение
Опыт Второй мировой войны свидетельствует, что офицерский корпус войск СС проявил себя одним из самых эффективных среди армий воюющих сторон. Это не может не вызывать удивление, поскольку войска СС, по сути являясь нацистской партийной гвардией, не имели ни истории, ни, тем более, традиций. Вопросы, связанные с эсэсовским офицерским корпусом, приобретают большую актуальность в свете всестороннего изучения истории и опыта Второй мировой войны. Каким образом в войсках СС удалось добиться такого высокого уровня подготовки офицерского корпуса? Как, где и кем осуществлялась подготовка офицеров? Каким критериям должны были соответствовать потенциальные офицеры? Играла ли нацистская идеология серьезную роль в подготовке эсэсовских офицеров? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной книге.
Объектом нашего исследования является юнкерская школа СС в Бад-Тёльце, которую по праву можно назвать одной из самых эффективных военных академий в мировой истории. Созданная рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером в 1934 г. с локальной целью организовать подготовку будущей элиты нацистского государства, всего через 10 лет она превратилась в общеевропейскую военную академию, где кроме немцев обучались граждане 12 европейских стран.
Понятно, что такая захватывающая тема, как история юнкерской школы СС в Бад-Тёльце, не могла не привлечь внимание историков. В частности, американский автор Д. Хетевей посвятил свою монографию именно этой юнкерской школе. Однако, к сожалению, его работа является весьма посредственным трудом. История самой юнкерской школы в книге рассмотрена поверхностно, текст изобилует неточностями и откровенными ошибками, подчас грубыми. Анализ этой работы наглядно показывает, что до конца в проблеме Д. Хетевей так и не разобрался. Большая часть книги посвящена пространным рассуждениям Д. Хетевея касательно эсэсовской идеологии. Основное достоинство этой работы — привлечение автором немецких документов, которые, впрочем, он подает бессистемно, и часто совершенно неверно интерпретирует.
Классической работой, посвященной юнкерским школам СС, является книга бывшего начальника юнкерской школы СС в Бад-Тёльце Рихарда Шульце-Коссенса. Фактически эта работа представляет собой сборник уникальных документов и воспоминаний, разбавленных историческими вставками автора. Однако это не историческое исследование, а скорее ретроспективный взгляд на проблему. Главной целью Р. Шульце-Коссенса было всячески отмежевать войска СС от нацизма, в этом духе и выдержана его работа. К сожалению, при таком подходе многие актуальные вопросы и проблемы были рассмотрены автором однобоко, без учета всех факторов, а некоторые выводы (например, утверждения о практической девальвации идеологического образования в юнкерской школе) не соответствуют исторической действительности и часто противоречат фактическим данным, приведенным в его же книге. Кроме этого, данная работа была написана в 1982 г., а с учетом введения в оборот, за прошедшее с ее издание время, новых документов уже «немного устарела». Тем не менее на сегодня это единственный труд, посвященный юнкерским школам СС, затрагивающий практически все моменты их истории, за исключением некоторых проблем.
Таким образом, существующие работы едва ли адекватно и в полной мере освещают историю юнкерской школы СС в Бад-Тёльце. Очень мало уделено внимания таким важным для понимания истории войск СС, германской армии и всей Второй мировой войны вопросам, как количество и виды юнкерских классов, подготовка иностранных офицеров для войск СС, идеология в юнкерских школах, отношение нацистского руководства к юнкерским школам и другие серьезные проблемы. Все это обуславливает актуальность выбранной нами темы.
В данной работе автор поставил себе цель рассмотреть и проанализировать все аспекты истории юнкерской школы СС в Бад-Тёльце. Особое внимание мы уделили подготовке в Бад- Тёльце офицеров-иностранцев для инонациональных частей войск СС. Кроме этого, мы сочли необходимым отдельно рассмотреть историю 38-й дивизии СС «Нибелунген»[1], поскольку она непосредственно связана с историей школы СС в Бад-Тёльце.
Автор выражает благодарность за предоставленные ценные документы, материалы и оказанную поддержку в написании книги Джону П. Муру (США), Роланду Пфайфферу (Германия), Константину Семенову (Москва, Россия).
Любая историческая работа не застрахована от наличия в ней ошибок или неточностей. Наверняка присутствуют они и в данной книге — ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому автор будет благодарен за указания на фактические ошибки и неточности, а также за дополнения и корректировку информации.
Работа не претендует на всестороннее раскрытие данной проблемы, но восполнит для отечественного читателя существенные пробелы в истории Второй мировой войны.
Глава 1
Юнкерская школа СС в Бад-Тёльце в довоенный период 1934–1939 гг
Главным идеологом и отцом-основателем юнкерских школ СС является рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Именно рейхсфюрер СС заложил основы организованной и эффективной системы подготовки офицеров СС. Главная цель создания юнкерских школ СС, а в особенности первой юнкерской школы СС в Бад-Тёльце, состояла в необходимости воспитать, путем сочетания идеологической и военной подготовки, отборный авангард политических солдат, которые после окончания обучения смогут работать в любых учреждениях национал-социалистического государства. Второй задачей юнкерских школ было обучение будущего офицерского корпуса для «вооруженных СС». Так что, с открытием юнкерской школы, Гиммлер смотрел далеко в будущее, предполагая расширение роли СС в жизни Третьего рейха. Именно в юнкерских школах СС Гиммлер решил выковывать свой биологически отобранный «фюреркорпус»[2], предназначенный для занятия лидирующих позиций в развивающемся национал-социалистическом государстве. Вдобавок, учитывая, что подразделения СС привлекались для охраны, как самого Гитлера, так и прочих нацистских лидеров, и обеспечивали внутреннюю безопасность рейха, вполне обоснованно считалось, что офицеры СС должны быть знакомы с различными аспектами тактики действий, как маленьких подразделений, так и единолично, что было необходимо для успешного выполнения подобных заданий.
Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, основатель юнкерских школ СС
Первая юнкерская школа СС была открыта 1 апреля 1934 г. в бывшем здании отеля в центре маленького баварского городка Бад-Тёльц, в центре Баварских Альп — всего в 20 минутах езды на автомобиле от дома Гиммлера в Тигернзее и в 30 минутах на пригородном поезде от «Коричневого дома»[3] в Мюнхене. Нужно сказать, что по некоторым данным, в 1932 г. в Бад-Тёльце была открыта школа лидеров СС, основателем ее являлся Райнхард Гейдрих (с санкции Гиммлера), однако военная подготовка там не осуществлялась, и юнкерская школа СС в Бад-Тёльце фактически была открыта с нуля[4].
Комендантом школы был назначен бывший полковник (оберст) рейхсвера и полиции Пруссии, а тогда оберштурмбаннфюрер СС Пауль Леттов (позднее ему присвоили звание штандартенфюрера СС). Первый набор составил почти 100 юнкеров.
После «путча Рема» 30 июня 1934 г., то есть когда СС были выведены из-под юрисдикции СА, СС стали официально независимой организацией, и у Гиммлера возникла идея создания вооруженных частей СС, а Гитлер эту идею поддержал.
Статус юнкерских школ СС (поначалу они назывались офицерские школы СС) может быть рассмотрен только в контексте руководящих принципов создания частей усиления СС, содержащихся в указе министра обороны рейха Вернера фон Бломберга от 24 сентября 1934 г., которые базировались «на решении фюрера» и «консультациях с рейхсфюрером СС». Этим указом официально признавалось существование независимых от рейхсвера частей усиления СС, которые предназначались для обеспечения внутренней безопасности режима. В то же время в военных действиях их планировалось использовать только с введением мобилизации, и только в рамках рейхсвера, и то с учетом их боеспособности и внутреннего политического положения в стране. Фактически этот указ фон Бломберга только санкционировал и легализовал уже существующие части усиления СС. Касательно оплаты и сроков службы части усиления СС ставились в один ряд с рейхсвером. Отдельно оговаривалось, что «офицеры частей усиления СС должны проходить подготовку непосредственно в СС и обучаться членами СС. Принципы производства в звания должны соответствовать армейским. Обучение офицеров будет проходить в трех офицерских школах, финансировать которые будет рейхсфюрер СС, а санкционировать — Министерство обороны»[5]. Таким образом, эта директива предписывала создание трех юнкерских школ СС. Отметим, что из-за небольшой численности частей усиления СС до войны были открыты только две юнкерские школы (вместо планируемых трех) — к уже существующей школе СС в Бад-Тёльце добавилась школа СС в Брауншвейге. Вместе с этим отметим, что эта директива была половинчатой: она не признавала юнкерские школы СС составной частью частей усиления СС, хотя и подчеркивала, что СС должна была самостоятельно заниматься обучением своих офицеров.