Магидович Иосиф Петрович — Очерки по истории географических открытий. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.). Том 5

Тут можно читать онлайн книгу Магидович Иосиф Петрович - Очерки по истории географических открытий. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.). Том 5 - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Драматургия. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Очерки по истории географических открытий. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.). Том 5
Язык книги: Русский
Издатель: Просвещение
Город печати: М.
Год печати: 1986
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Очерки по истории географических открытий. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.). Том 5 краткое содержание

Очерки по истории географических открытий. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.). Том 5 - описание и краткое содержание, автор Магидович Иосиф Петрович, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

В V томе рассказывается о географических открытиях и исследованиях Антарктиды об успехах космического землеведения — выявлении многочисленных гигантских кольцевых структур и трансконтинентальных линеаментных зон. Читатель познакомится с достижениями исследователей рельефа дна Мирового океана с изучением Арктики и Северо-Востока Азии. В книге приведен материал о покорителях высочайших вершин планеты об изменениях на физической карте материков об освоении Северного морского пути.

Очерки по истории географических открытий. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.). Том 5 - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Очерки по истории географических открытий. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.). Том 5 - читать книгу онлайн бесплатно, автор Магидович Иосиф Петрович

В, конце марта для проведения рискованного эксперимента (зимовка в одиночестве) Бэрд вылетел на самолете на юг и почти в 200 км от Литл-Америки организовал метеорологический пост. Некоторое время бессменное дежурство проходило нормально, и он регулярно поддерживал связь по радио с товарищами. Но через несколько месяцев из-за неисправности вентиляционной трубы он отравился угарным газом и едва не погиб. В начале августа к нему прибыла спасательная партия из трех человек. Они нашли Бэрда сильно истощенным, ослабевшим и измученным, но приветливо пригласившим гостей к обеду. Все четверо провели на посту еще два месяца и, когда Бэрд достаточно окреп, вернулись на базу.

К концу сентября из Литл-Америки на восток и на юг Бэрд отправил несколько партий на вездеходах и собаках. Барометрические определения, выполненные «восточниками», которыми руководил Пол Сайпл, ученый-биолог и навигатор, позволили впервые получить представление о рельефе значительных пространств Земли Мэри Бэрд, названных плато Рокфеллера; удалось обнаружить крупный изгиб берега близ 81° ю. ш. (залив Преструд) и завершить открытие острова (возвышенности) Рузвельта; они установили также, что часть шельфового ледника Росса покоится на коренных породах, находящихся ниже уровня моря[8].

Южная партия проследила примерно треть границы между плато и шельфовым ледником Росса (в 1961 г. названной Берегом Сайпла). В декабре, поднявшись в верховья ледника Леверетта, «южане» усмотрели вдали (у 121° з. д.) горы Хорлик. Несколько ранее — во второй половине ноября — с самолета их обнаружил Бэрд; тогда же далеко на севере он увидел хребет Хал-Флад (длина 100 км). Брэд также выяснил, что горы Эдсел-Форд протягиваются не в меридиональном, как он считал прежде, а в широтном направлении. С воздуха и частично на собаках члены экспедиции обследовали залив Салзбергер, а Бэрд проследил участок побережья к востоку от залива Пол-Блок, названный Берегом Рупперта (длина около 200 км).

Совершив ряд разведочных полетов над Антарктидой к востоку и юго-востоку от Литл-Америки, Бэрд и его летчики осмотрели приблизительно 0,5 млн. км2 ранее неисследованной территории.

Л. Элсуорт 

Они пришли к выводу, что между морями Уэдделла и Росса не может быть морского пролива, и, следовательно, Антарктида представляет единый материк. Однако для такого категорического суждения тогда еще не было достаточных оснований. В начале февраля 1935 г. экспедиция завершила работу и без потерь вернулась домой. Почти одновременно с Бэрдом исследованием Антарктического п-ова и тихоокеанского сектора материка занялся американский инженер Линкольн Элсуорт, сын капиталиста из Чикаго. Для выяснения вопроса о предполагаемом соединении морей Уэдделла и Росса он высадился в ноябре 1935 г. на о. Данди, расположенном у оконечности Антарктического п-ова. После двух неудачных попыток Элсуорт и его пилот канадец Герберт Холлик-Кеньон совершили оттуда перелет (23 ноября — 5 декабря 1935 г.) до пункта, отстоящего в 30 км к югу от базы Литл-Америка у моря Росса. Полет отнял 12 дней, так как Элсуорт четыре раза совершал посадку на ледяной щит Антарктиды для выполнения астрономических наблюдений. За 70° ю. ш. он открыл меридиональный хребет Этернити («Вечность») — его острые вершины, поднимавшиеся до 2860 м, протягивались вдоль восточного побережья Антарктического п-ова. В центре Земли Александра I Элсуорт увидел короткий (около 75 км) хребет с пиками до 2 тыс. м, обнаружил часть понижения, позднее названного проливом, а затем шельфовым ледником Георга VI. Далее к юго-западу под крылом самолета раскинулось покрытое льдом высокое (до 2 тыс. м) плато — эту часть материка близ 75° ю. ш., ограниченную 62–102° з. д., он назвал Землей Элсуорта (в честь своего отца). Вскоре вдали на востоке возникли очертания горных вершин — на карте появилась горная цепь Сентинел («Часовой»), впервые обследованная в январе 1958 г.

После 14 часов полета, принесшего множество открытий, погода ухудшилась, и Г. Холлик-Кеньон посадил машину на плато высотой до 1800 м, получившее его имя. Отдохнув почти сутки, летчики вновь поднялись в воздух, но вскоре потеряли из виду и небо и землю (это явление теперь называется белой мглой). Им пришлось еще дважды садиться; последняя посадка самолета на шельфовом леднике Росса была вызвана нехваткой горючего. Спустя четверо суток вынужденного отдыха Элсуорт и Холлик-Кеньон, потратив еще девять дней на преодоление того небольшого расстояния, что отделяло их от Литл-Америки, добрались туда 15 декабря. Базу к тому времени уже эвакуировали, и им пришлось прожить в опустевшем домике экспедиции Бэрда целый месяц, пока (в середине января 1936 г.) там не снизился разыскивающий их самолет океанографической британской экспедиции «Дискавери II». А через пять дней они поднялись на борт американского судна, запоздавшего из-за шторма в субантарктической части Тихого океана. Во время этого первого трансантарктического перелета Элсуорт обследовал 2200 км неизвестной ранее полосы материка.

Раймилл и Ричер

Британская экспедиция Джона Раймилла на шхуне «Пенола». исследовавшая Антарктический п-ов в 1935–1937 гг., подтвердила и расширила наблюдения Л. Элсуорта над рельефом этой части континента.

Раймилл и его летчики окончательно доказали, что она представляет собой наиболее выдвинутый к северу, длинный и узкий полуостров Антарктиды, расположенный между морями Уэдделла и Беллинсгаузена. Экспедиция засняла более 700 км его западного побережья и открыла небольшой шельфовый ледник в заливе Маргерит, близ 68° ю. ш. По наблюдениям летчиков и материалам съемки санной партии. Земля Александра I оказалась гораздо больше, чем показано на прежних картах. Она отделена от материка длинным и узким проливом[9], получившим имя короля Георга VI. Раймилл проследил это понижение, заполненное льдом, на две трети длины.

Претендуя на часть Антарктиды, гитлеровская Германия послала к берегу материка секретную экспедицию на корабле «Швабенланд» под начальством Альфреда Ричера. С 20 января по начало февраля 1939 г. ее участники с воздуха обследовали приморскую полосу Земли Королевы Мод приблизительно между 20° в. д. и 11°30' з. д., шириной до 500 км, и охватили аэрофотосъемкой территорию около 0,6 млн. км2, назвав ее «Нойшвабенланд» («Новая Швабия»). В 200–300 км от берега они открыли горную страну, протянувшуюся более чем на 500 км, состоящую из ряда параллельных хребтов высотой свыше 3 тыс. м, некоторые вершины поднимались над ледниками на 1–2 тыс. м. Из этих хребтов мы упомянем (с востока на запад) массив Вольтат, горы Мюлиг-Хофман и Свердрупфьелла. На западе немцы усмотрели и засняли верховье долины гигантского ледника, позднее названного Ютульстреумен, а за ним покрытое льдом плоскогорье Ричера.

За горами к югу летчики обнаружили высокое (до 3500 м) внутреннее плато Вегенерисен, а между массивом Вольтат и побережьем пилот Рихард Генрих Ширмахер наткнулся па сравнительно низкую холмистую местность, совершенно свободную от снега и льда, со многими озерцами (оазис Ширмахера). Тогда же метеоролог экспедиции верно объяснил его происхождение отступанием ледника.

Две последние экспедиции Бэрда

В 1939–1941 гг. в Антарктиде работала Третья американская экспедиция Бэрда, разделенная им на два отряда: западный вновь базировался на Литл-Америке, для восточного же предстояло выбрать место в 3 тыс. км к востоку. На «Медведе Окленда», одном из верно служивших в предыдущей экспедиции судов, Бэрд отправился на восток во второй половине января 1940 г. и достиг 146° з. д. Воздушным рекогносцировкам мешали миражи и сильная облачность, и лишь 26 января он смог продолжить работы 1934 г., открыв с самолета высокий Берег Хоббса (140–127° з. д.) с устьями двух довольно крупных ледников. На обратном пути был обнаружен небольшой остров, нареченный в честь капитана судна Ричарда Крузена.

Поделиться книгой

Оставить отзыв