Тхакур Шрила Саччидананда Бхактивинода — Распознание истины

Тут можно читать онлайн книгу Тхакур Шрила Саччидананда Бхактивинода - Распознание истины - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Индуизм. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Распознание истины
Язык книги: Русский
Язык оригинальной книги: Английский
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Распознание истины краткое содержание

Распознание истины - описание и краткое содержание, автор Тхакур Шрила Саччидананда Бхактивинода, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

В этой книге в основу распознавания Истины положен анализ ответов, предлагаемых разными учениями на три ключевых философских вопроса: «Кто я?», «Что представляет собой этот мир?» и «Каковы мои отношения с ним?». Анализируя конкретные учения, автор систематизирует разные направления философской мысли, существовавшие на период окончания XIX века.

Распознание истины - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Распознание истины - читать книгу онлайн бесплатно, автор Тхакур Шрила Саччидананда Бхактивинода

Артур Шопенгауэр и Эдуард Гартман - это последователи материалистического учения о нирване первого направления. В учении Шопенгауэра нирвана достигается, если постоянно практиковать отречение от желания существовать, пост, смирение и добровольный отказ от объектов чувств, непринудительное принятие телесных страданий, чистоту и бесстрастность. В учении Гартмана нет необходимости в принятии каких-либо страданий. После смерти нирвана приходит сама собой. Один человек по имени Гарри Бенсон предполагал, что нирвана недостижима, потому что страдание вечно.

Здесь следует отметить, что среди распространённых в наши дни монистов есть много последователей материалистского учения о самоликвидации. Учение тех монистов, которые ожидают по достижении нирваны духовного счастья брахмананды, т.е. блаженства растворения в Абсолюте, будет рассмотрено далее. Последователями учения о ликвидации себя как материи мы называли всех тех, кто, уверовав в исчезновение своего существования по достижении нирваны, не принимают какого-либо другого вида блаженства, кроме этого.

Теория материалистической нирваны является ложной по следующей причине. Используя такое понятие как «живое существо», она не даёт ясного определения живого существа, его категориальной принадлежности.

Если живое существо возникает из мёртвой материи, то такое учение имеет те же недостатки, что и рассмотренная ранее философия материальных наслаждений. Это чистой воды неверие.

Если же живое существо относится к некоей категории, независимой от материи, то каким образом будет происходить ею исчезновение? И где вообще доказательство, что его существование может прекратиться? В целом, все учения такого рола в высшей степени атеистичны.

Если эти учения ошибочны, почему они получили такое широкое распространение? Возникшие сначала для того, чтобы противостоять развращенности последователей карма-мимамсы, эти учения затем продолжали расширять своё влияние за счет умственного напряжения и упорства своих проповедников.

Из-за того что в Индии в ходе проповеди атеистической карма-мимамсы и единовластия класса брахманов все сословия, начиная с класса кшатриев, были подавлены, объединившиеся вместе кшатрии стали проповедовать буддизм, а объединившиеся вместе вайшйи - джайнизм. Распри между соперничающими группами, возникшие из-за мирской вражды, постепенно накаляли атмосферу, так что людям было совсем некогда думать о том, что на самом деле верно, а что - нет. Сбившись во враждующие группы, они с большим возбуждением сражались друг с другом. Так происходила проповедь буддизма и джайнизма в Индии.

Далее буддизм проник и в другие страны. В тех из них, где люди не отличались умением мыслить философски, он был принят как учение, посланное Самим Богом.

Современные европейские последователи пессимизма развернули проповедь учения о нирване в западном варианте вследствие своей ненависти к христианству. Это то, что видно из истории.

Текст 1.14

Иные философы учат, что творцом миров является лишь олицетворённая иллюзорная энергия (Майа). Они говорят, что Она вечна, тонка, имеет природу энергии, а также создаёт и приводит в действие как дух, так и материю.

Комментарий Бхактивиноды Тхакура

Существует ряд учений, согласно которым мир сотворен Майей, предвечной совокупностью всех энергий. Эта Маяйя обладает тонкой природой. Она даёт начало двум философским категориям: категории духа, обладающего сознанием, и категории неодушевлённой материи. После того как буддизм, о котором шла речь в прошлом стихе, приобрёл определённую известность, из-за его сухости и мрачности упорство проповедников этого учения начало ослабевать. Тогда была предпринята попытка выразить это учение в новой форме. В результате постепенно буддийская религия преобразилась в тантризм. По всей видимости, доктрина о Майе появилась в то же самое время, войдя в состав буддизма под именем «буддистского тантризма». Однако среди тех, кто не принял буддизм, доктрина о Майе начала распространяться в виде скрытого буддизма, формально согласованного с философской терминологией Вед. В этот же период начали свою деятельность ведантисты-майавади. Однако в горных районах, то самое учение было изложено по-другому, а именно в соответствии с тантрическими писаниями. Там учителя тантризма проповедовали доктрину Майа-шакии, т.е. учение об иллюзорной энергии.

Многие утверждают, что тантрическое учение произошло от атеистической санкхйи псевдо-Капилы. По нашему мнению, это не так. Даже если в учении атеиста-Капилы материальная природа (или Пракрити) является создательницей материального мира, тем не менее, благодаря следующему афоризму Капила-сутр: «Пуруша, подобно лепестку лотоса, не смачивается (пушкара-палаша-ван нирлепах)», - становится ясно, что согласно санкхйе, у категории чистого духа также не существует источника. Думается, что атеистическая философия санкхйи могла породить учение о поклонении Шиве (или шиваизм). Далее, из-за того, что в шиваизме выражается особое почтения Природе (Пракрити), несведущие люди отождествили его с тантризмом. Хотя в некоторых местах тантрических писаний взаимоотношения Пракрита и Пуруши сравниваются с двумя семядолями4 нутовой горошины, всё же в итоге учителя тантризма утверждают, что чистый дух как философская категория возникает из Пракрити, т.е. из Природы. При этом они воображают себе даже некую нирвану, когда живое существо, которое они, по сути, отождествляют с материальным веществом, постепенно угасает и прекращает своё существование. Любая философия, в которой неодушевлённая энергия считается началом всех начал, атеистична от начала и до конца.

Последователи философии первичности духовной энергии возносят в духовном настроении молитвы Верховному Господу, обладающему чистой духовной природой. Осмеивая их, последователи философии первичности мёртвой энергии, временами также возносят молитвы неодушевлённой природе. Радикальный атеист фон Гольбах взывал к неодушевлённой энергии таким образом:

«О Природа, о владычица всех фундаментальных элементов и категорий. Тебя всегда сопровождают Твои потомки, Праведный разум и Истина. Пожалуйста, всегда храните нас. Пусть люди поют хвалу Вашим удивительно прекрасным качествам. О Госпожа Природа, пожалуйста, укажи нам путь желанного для Тебя счастья. Изгони из наших умов заблуждение. Устрани из наших сердец порок. Останови моральное разложение и предотврати нежданные препятствия на пути прогресса в нашей деятельности. Позволь нам безгранично развивать наше знание. Наполни наши души добродетелью и успокой наши сердца».

Автор этих строк, материалист фон Гольбах, считал, что души нет, Бога нет, и жизни после смерти этого тела также нет. Он говорил: «Только та религия достойна уважения, которая в каждом своём последователе вызывает рост его личного счастья. Верховной властью надо всем обладает материальная энергия».

В «Маха-нирвана-тантре» Господь Шива так возносит хвалу олицетворённой Природе Богине Дурге:

«В начале творения была лишь Ты одна, в виде тьмы, недоступной для восприятия. Затем, благодаря творческому желанию Верховного Брахмана, из Тебя был рождён весь материальный мир».

Здесь взгляды этой тантры соответствуют философии санкхйи, которая утверждает существование Пракрити (созидающей материальной Природы) и трансцендентного по отношению к ней Пуруши. Именно так можно понять этот стих. Далее в этой Тантре встречается следующее:

«После полного разрушения материального мира, остаёшься только Ты одна, бесформенная. Обретя своё изначальное положение в форме тьмы, Ты пребываешь в состоянии, недоступном для речи и ума».

«В этом мире только Ты являешься живым существом.Только Ты являешься Верховной Богиней в форме олицетворённого знания».

Здесь нет никаких различий между сознающей себя душой и материальной энергией, что противоречит взглядам философии санкхъи.

«До тех пор, пока хорошая и дурная карма людей не разрушены, они не смогут получить освобождения даже по прошествии сотен кальп (дней Брахмы)».

Поделиться книгой

Оставить отзыв