Абрамова Светлана Юрьевна — Африка: четыре столетия работорговли

Тут можно читать онлайн книгу Абрамова Светлана Юрьевна - Африка: четыре столетия работорговли - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Драматургия. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Африка: четыре столетия работорговли
Количество страниц: 89
Язык книги: Русский
Издатель: Наука
Город печати: Москва
Год печати: 1992
ISBN: 5-02-017493-9
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Африка: четыре столетия работорговли краткое содержание

Африка: четыре столетия работорговли - описание и краткое содержание, автор Абрамова Светлана Юрьевна, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

В книге исследуется история трансатлантической европейско-американской работорговли — насильственного вывоза невольников-африканцев на плантации и рудники Америки и Вест-Индии, начавшегося в 1442 г. и продолжавшегося почти до конца XIX в. Рассказывается о развитии работорговли и способах захвата африканцев в рабство, о продаже их европейцам, выявляются причины запрещения работорговли в начале XIX в.

Африка: четыре столетия работорговли - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Африка: четыре столетия работорговли - читать книгу онлайн бесплатно, автор Абрамова Светлана Юрьевна

Принято считать, что к концу XV в. население Кубы составляло 200 тыс. человек [214, с. 198]. В 1508 г…. из бесчисленного множества конечных обитателей в живых оставалось 60 тысяч, включая сюда и стариков, и женщин, и детей; в 1509 г. их было 40 тысяч… В 1514 г. индейцев насчитывалось едва ли 13–14 тысяч. Из этого нетрудно заключить, — пишет Лас Касас, — с каким усердием убивали и истребляли этих людей испанцы, отправляя их на рудники или на другие предназначенные им работы в бешеной надежде скорого обогащения [50, с. 179]. К 1570 г. на Кубе осталось всего 1350 (по другим сведениям, 5 тысяч) индейцев [214, с. 209].

«Если бы такие вещи происходили во всем мире, то очень скоро род человеческий исчез бы с лица земли, если бы не произошло какого-нибудь чуда…» [50, с. 81].

Развитие колониального хозяйства, открытие золотых и серебряных рудников на Кубе и Эспаньоле (Гаити) требовало дешевых рабочих рук. Испанцы увидели, что труд уцелевших и обращенных в рабство индейцев не дает желаемых результатов. Индейцы не были привычны к интенсивным сельскохозяйственным работам. Они не знали рабства. Наконец, индейцев просто осталось слишком мало. Тогда, в поисках дешевой рабочей силы испанцы попробовали ввезти рабов-африканцев, которые зарекомендовали себя выносливыми работниками в Европе.

Первые невольники разочаровали испанских колонистов. В 1502–1503 гг. генерал-губернатор Овандо даже просил королеву Изабеллу запретить ввоз африканцев в колонии Вест-Индии. Он сообщал, что они подстрекают индейцев к восстаниям.

Однако уже в 1510 г. группа рабов-африканцев в количестве 250 человек была доставлена на золотые рудники Эспаньолы. Так начался ввоз африканцев в европейские колонии Нового Света.

Тордесильясский договор разделил землю таким образом, что Америка и вест-индские острова — области будущего применения рабского труда африканцев — оказались в испанской зоне, а Африка — источник получения рабов — в португальской. Меньше чем через столетие монополия обеих стран была нарушена. В Вест-Индии, в Америке, в Африке появились колонии и укрепленные пункты других держав, однако Испания к этому времени уже была не в состоянии конкурировать, например, с Англией и Голландией и претендовать на колониальные захваты в Африке. Поэтому с самого начала работорговли, за исключением тех лет, когда Португалия входила в состав испанской империи (1578–1640), Испания оказалась вынуждена покупать рабов у торговцев других стран.

Через несколько сот лет после того, как африканцев начали привозить в Новый Свет, когда была в разгаре борьба за запрещение торговли невольниками, колонизаторы, оправдывая работорговлю, вспомнили об индейцах. Стали утверждать, что ввоз рабов из Африки был начат для того, чтобы спасти от вымирания оставшихся в живых. Вспомнили епископа Лас Касаса, прозванного «Апостолом индейцев» за то, что в начале XVI в., рассказывая, об их страданиях, он предложил во имя человеколюбия и спасения индейцев усилить ввоз в Вест-Индию африканцев и, предоставив каждому испанскому колонисту по 12 рабов-африканцев, заменить ими индейцев. Защитники работорговли пытались представить дело таким образом, что если бы не деятельность Лас Касаса, работорговля не стала бы развиваться столь быстрыми темпами.

Конечно, дело было не в Лас Касасе, Кстати, сам он раскаивался, что подал королю мысль усилить ввоз невольников из Африки, ибо «потом он увидел и убедился… что обращать в рабство негров так же несправедливо, как обращать в рабство индейцев, а потому не очень-то мудрое средство он предложил, посоветовав ввозить негров, чтобы освободить индейцев… это не принесло индейцам ни свободы, ни облегчения их участи…» [50, с. 402–404]. Колонизаторы спасали не индейцев. Они спасали свои колонии. Все призывы Лас Касаса остались бы гласом вопиющего в пустыне, если бы испанцев удовлетворял труд индейцев.

В начале XVI в., за очень небольшим исключением, африканцев ввозили в Вест-Индию не из Африки. Захваченных и купленных в Африке рабов отправляли в Европу, там их крестили и затем на невольничьих рынках португальских и испанских городов продавали испанцам. Ежегодно только из Лиссабона отправляли несколько тысяч африканцев.

Ввоз невольников в колонии Нового Света был в Испании королевской монополией, но в 1517–1518 гг. испанский император Карл V в целях расширения ввоза африканцев в испанские колонии предоставил одному из своих придворных монополию на право продажи в течение восьми лет в испанских американских владениях — Эспаньоле, Кубе, Ямайке, Пуэрто-Рико и др. — 4 тысячи рабов ежегодно. Рабов покупали у португальцев и перепродавали испанцам. С этого времени испанское правительство регулярно заключало подобные соглашения. Договоры о праве монопольной продажи рабов-африканцев в испанских колониях Вест-Индии и Америки известны под названием «асьенто» [446].

Количество африканцев, продаваемых Испании, определялось так называемыми единицами индийского товара (Pieza d'India). Если асьенто было заключено на право поставки 4 тыс. рабов в год, это не означает, что речь идет о доставке в колонии именно такого количества рабов. Африканец, который подходил под испанское определение единицы индийского товара, должен был отвечать целому ряду требований. Он должен был быть ростом не менее 180 см, в возрасте от 30 до 35 лет, не иметь никаких физических недостатков и т. д. Если африканцу было на вид более 35 лет, то, например, трое мужчин в возрасте от 35 до 50 лет приравнивались к двум «единицам индийского товара», несколько детей определенного возраста соответствовали «единице индийского товара», грудные дети вообще не засчитывались и т. д. В других странах определение «единицы индийского товара» отличалось от испанского [188, с. 20].

Африканцев привозили в Новый Свет такими изможденными, что иногда было невозможно определить их возраст. Это создавало благоприятные возможности для злоупотреблений со стороны испанских чиновников при определении количества рабов, принимаемых за «единицу индийского товара». Иногда за одну «единицу» отдавалось до одиннадцати африканцев [21, т. I, с. 106]. Поэтому даже приблизительно нельзя установить, сколько невольников было, привезено в испанские колонии по условиям асьенто. Известно лишь, что с самого начала работорговли количество рабов, привозимых в испанские колонии официальным путем, было гораздо меньше количества, привозимого контр а банд но.

Со второй половины XVI в. монополия Португалии в Африке и Испании в Новом Свете стала ослабевать.

Кончалось, уходило в прошлое монопольное владение Испанией и Португалией «всеми землями, как островами, так и материками, уже известными и теми, которые будут открыты в будущем». Это будущее пришло, и новые страны — Англия и Нидерланды, молодые, сильные, — начали свои захваты в Африке и Новом Свете.

В период расцвета абсолютизма в Англии активизировалась британская внешняя политика. Промышленное развитие способствовало расширению английской внешней торговли. Англия была готова перейти от вывоза сырья к вывозу готовых изделий. Появилась необходимость в рынках сбыта и сырья — это была одна из основных причин начала английской колониальном экспансии.

В стране активно проводилась колониальная пропаганд*. В памфлетах того времени излагалась широкая программа действий. Цель — распространение христианства. Средства — любые, вплоть до истребления местных жителей. Захваченные земли (и вновь открытые и принадлежавшие ранее другим государствам, особенно Испании) дадут метрополии золото, колониальные товары, станут рынками сбыта и местом, куда можно будет ссылать преступников, бродяг и т. д. В стране быстро развивалось судостроение.

С середины XVI в. корабли под английским флагом регулярно появлялись около берегов Западной Африки. Торговые экспедиции тогда мало отличались от военных. Англичане неоднократно вступали в вооруженные столкновения с португальцами, которые старались не допускать их высадки на берег. И португальцы, и англичане использовали в своих интересах африканцев, снабжая их оружием и подстрекая к нападению на своих противников [24, т. 2].

Поделиться книгой

Оставить отзыв