Лысенко Виктория Георгиевна — Ранний буддизм: религия и философия

Тут можно читать онлайн книгу Лысенко Виктория Георгиевна - Ранний буддизм: религия и философия - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Философия. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Ранний буддизм: религия и философия
Язык книги: Русский
Издатель: Иф ран
Город печати: Москва
Год печати: 2003
ISBN: 5-201-02123-9
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Ранний буддизм: религия и философия краткое содержание

Ранний буддизм: религия и философия - описание и краткое содержание, автор Лысенко Виктория Георгиевна, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Учебное пособие «Ранний буддизм: религия и философия» состоит из Предисловия, 13 глав, Словаря основных терминов, и посвящено основным вопросам изучения раннего буддизма. Среди них: религиозно-философские представления в эпоху жизни Будды (5-4 вв.) до н.э.), понимание Буддой природы человека и его участи в мироздании, роли сознания в определении индивидуальной судьбы и причин, вовлекающие людей в круговорот перерождений, а также возможности освобождения от него. Кратко рассматривается эволюция учения Будды в более поздних направлениях буддизма (хинаяне, махаяне и ваджраяне). В каждой главе подробно разбираются тексты из «Сутта питаки» («Корзины бесед») второй части «Типитаки» — буддийского палийского канона школы тхеравада (многие из них переведены на русский язык впервые). В конце каждой главы — список рекомендованной литературы и вопросы для самопроверки. Для студентов и преподавателей гуманитарных специальностей (история религии, история философии, культурология) и для всех, интересующихся буддийской культурой.

Ранний буддизм: религия и философия - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Ранний буддизм: религия и философия - читать книгу онлайн бесплатно, автор Лысенко Виктория Георгиевна

2. Молодцова Е.Н. Тибет. Сияние пустоты. М.. 2001.

3. Элиаде М.. Йога Патанджали, М.. 2003 (в печати)

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные отличия тантризма от махаяны и раннею буддизма.?

2. Как бы вы ответили на вопрос — является ли тантризм реализацией идей Будды?

Сокращения

А. — Ангуттара никая

Д. — Дигха никая

М. — Маджджхима никая

Ити — «Итивутака»

С. — Самьютта никая

Словарь основных терминов

абхидамма (пали), абхидхарма (санскр.) — жанр буддийских текстов, систематизация учения Будды

Абхидхамма (пали) Абхидхарма (санскр.) — название третьей части («корзины») буддийского канона

аварана (санскр. синоним ниварана) — препятствие к освобождению, обозначение аффектов и психологических качеств индивида, подлежащих искоренению

авидья (санскр.), авиджджа (пали) — неведение

авъякрита (санскр.). авьяката (пали) — общее обозначение вопросов, на которые Будда не давал категорического (экансика) ответа аджива — образ жизни

аджняна-вада (санскр.) — доктрина агностицизма, или скептицизма Санчаи Белатхапутты

акаша — пятый элемент мироздания, аналог эфира

акрия-вада (санскр.) — доктрина тех. кто не верил в действие закона кармы

алая-виджняна (санскр.) «сокровищница сознания», понятие буддийскои школы йогачара

анагамита (пали) - «безвозвратность», одна из ступеней духовного совершенствования, гарантируюшая адепту перерождение в высших небесных мирах

анатма-вада (санскр.), анатта-вада (пали) — учение о не-душе (бессалютности)

анатма, анатман (санскр.). анатта (пали) — «не-душа». «бессушностность», «бессамостность»

аничча (пали), анитья (санскр.) — «невечность», «изменчивость»

анэкансика — неоднозначное, некатегорическое арупа-дхату — «сфера не-формы», «безобразное» артха — «значение», «смысл»

архат (пали), арахант (санскр.) — идеал буддийского подвижника, буддийский святой, высшая ступень духовного прогресса в хинаяне

ария (пали) арья (санскр.) — благородный

асанскрита (санскр.). асанкхата (пали) — «несоставное», характеристика дхарм

асат-карья-вада (санскр.) — учение о непредсуществовании следствия в причине

асрава (санскр.), асава (пали) — «омрачение», или «аффект» астика (санскр.) — общее обозначение доктрин, признающих авторитет Вед

атма-вада (санскр.), аттавада (пали) — учение об атмане атман (санскр.), атта (пали) — «душа», «самость», «я» Атман — высшая душа, абсолютный субъект, тождественный Брахману — абсолютному объекту

атта-патилабха (пали) — «индивидуальное существование», статус индивида

ачетасика (санскр.) — «нементальное»

ашрамы (санскр.) — стадии жизни в индуизме: брахмачари (ученика в доме учителя), грихастха (домохозяина), ванапрастха (лесного отшельника), санньяси (бродячего отшельника)

аятана (санскр., пали) — «сфера», «область», одна из систем классификации дхарм

бодхи (санскр., пали) — «пробуждение», «просветление» бодхисаттва (санскр.) — «тот, чья сущность просветление», категория буддийских святых, которые откладывают собственный уход в нирвану, чтобы помочь другим существам достичь духовного совершенства Брахма(м.р.) — бог

Брахман (ср.р.) — Мировой Дух, абсолютный объект, тождественный Атману брахманы (санскр.) — жанр ведийской литературы, посвященный истолкованию ритуала

брахманы (санскр.) — высшее сословие индийского общества

брахмачари (санскр.) — «ученик брахмана», один из ашрамов

будда — титул «просветленный», «пробужденный»

буддха-вачана (санскр.) — «слово Будды»

бхава (санскр.) — «становление»

бхава-чакра (санскр.) — «колесо становления»

бхиккху (пали), бхикшу (санскр) — монах

ванапрастха (санскр.) — «лесной отшельник», один из ашрамов

варна (санскр.) — сословие индийского общества, известны четыре сословия: брахманы, духовные наставники и жрецы, кшатрии — правители и воины. вайшьи — торговцы, шудры — слуги, обслуживающие три высшие варны

ведана (санскр.) — «ощущение», одна из пяти скандх

Веды — священные тексты индуизма: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа»

виварта-вада (санскр.) — доктрина иллюзорной модификации причины в следствие, которой придерживается адвайта-веданта — одна из главных школ индуизма

виждняна (санскр.). винньяна (пали) — «сознание», одна из скандх виная — «дисциплина»

вимамса (пали) — исследование

Виная — Устав, первая часть буддийского канона винну-пурисо (пали) — «разумные мужи»

випака — «созревание», имеется в виду созревание плода деяния — кармы

випассана (пали), випашьяна (санскр.)«инсайт-медитация»

вихара (пали) — убежище

гана-сангха (санскр.) — племенная республика

грихастха (санскр.) — «домохозяин», один из ашрамов

диттхи (пали), дришти (санскр.) — «мнения», «ложные воззрения»

дуккха (пали), духкха (санскр.) — «неудовлетворенность», «страдание»

Дхарма (санскр.), Дхамма (пали) — учение Будды, закон, высшая истина буддистов

дхарма (санскр.), дхамма (пали) — «моральный долг», «добродетель», в индуизме свадхарма

дхармы (санскр.), дхаммы (пали) — элементы-состояния потока существования; явления, имеющие изменчивый и конечный характер

Дхарма-кая (санскр.) — тело Дхармы, высшее тело Будды, одно из Трикая

дхату (санскр.) — «элемент», «сфера», один из классификационных терминов для дхарм

дхьяна (санскр.), джхана (пали) — сосредоточенное созерцание, одна из форм медитации в буддизме

индрия, индрии (санскр.) — познавательные способности (буддисты включают в число индрии «веру», «усилие», «осознание»» и «мудрость»)

Ишвара (санскр.) — бог, демиург в индуизме

кальпа (санскр.) — временной период в циклической концепции мировых циклов, охватывает 1000 махаюг. 1 махаюга — 4 юги, или 4320000. Одна кальпа составляет один лень Брахмы, жизнь же Брахмы длится 100 лет, после этого наступает космическая ночь, потом цикл существования возобновляется.

кама (санскр.) — чувственная привязанность, любовь, страсть, чувственные удовольствия, одна из четырех целей человеческой жизни (пуруша-артха) в индуизме

кама-дхату (санскр.) — «мир чувственных желаний»

карма (санскр.), камма (пали) — «действие», закон морального воздаяния, согласно которому каждое действие влечет за собой вознаграждение или наказание в этой жизни или в будущих воплощениях

каруна (санскр.) — «сострадание», одно из важнейших понятий буддийской этики

клеша (санскр). килеса (пали) — аффекты, препятствием к достижению нирваны

крин-вада (санскр.) — учение о карме

кхидда падосика — «испорченные желанием», категория живых существ кшатрий — воин, правитель, одна из варн

лама — буддийский наставник, в буддизме ваджраяны — воплощение какого-либо будды или бодкисаттвы

лока (санскр.) — мир

манас (санскр.) — «ум»

манасикари (санскр.) — «внимание»

мандала (санскр.) — магическая диаграмма

Поделиться книгой

Оставить отзыв