Кабат-Зинн Джон — Куда бы ты не шел - ты уже там

Тут можно читать онлайн книгу Кабат-Зинн Джон - Куда бы ты не шел - ты уже там - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Самосовершенствование. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Куда бы ты не шел - ты уже там
Язык книги: Русский
Язык оригинальной книги: Английский
Издатель: Класс
Город печати: Москва
Год печати: 2001
ISBN: 5-86375-118-5
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Куда бы ты не шел - ты уже там краткое содержание

Куда бы ты не шел - ты уже там - описание и краткое содержание, автор Кабат-Зинн Джон, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Это одна из лучших книг по практике медитации, опубликованных на Западе за последние десять лет. Ее цель – обеспечить людям быстрый и легкий доступ к самой сути медитации полноты осознания. Она адресована тем, кому претят жесткие рамки учебных программ, кто не любит указаний, как поступать, но готов попытаться воссоединить картину бытия, пользуясь лишь намеками и попутными советами. Одновременно книга предназначена для тех, кто уже занимается медитацией и желает расширить, углубить занятия и упрочить данное себе обещание жить более осознанно, проникая в самую суть бытия.

Куда бы ты не шел - ты уже там - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Куда бы ты не шел - ты уже там - читать книгу онлайн бесплатно, автор Кабат-Зинн Джон

ОБЫЧНО МЫ НЕ ОСОЗНАЕМ ТОТ ФАКТ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ВРЕМЯ О ЧЕМ-ТО ДУМАЕМ. НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОК МЫСЛЕЙ, ТЕКУЩИХ В НАШЕМ СОЗНАНИИ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАМ ВОЗМОЖНОСТИ ПОБЫТЬ ВО ВНУТРЕННЕЙ ТИШИНЕ И ПОКОЕ.

И мы оставляем себе небольшое, но очень ценное для нас пространство, чтобы побыть наедине с самим собой, не будучи вынужденными все время суетиться и что-то делать. Наши действия слишком часто направляются самыми обычными мыслями и импульсами, которые наполняют наше сознание и текут в нем стремительным потоком, напоминающим быструю горную реку, если не обрушивающийся с вершины водопад. Этот поток захватывает нас, накрывает с головой и несет туда, куда мы, возможно, не хотели бы попасть. Порой мы даже не понимаем, куда нас несет.

Медитация означает обучение способности вырваться из этого потока, сесть на берегу и прислушаться к его шуму, учиться у него и затем использовать его энергию для того, чтобы он послушно нес нас, а не волочил неизвестно куда. Но это не происходит само по себе по мановению волшебной палочки. Для этого потребуется энергия. Мы называем усилия по взращиванию способности присутствовать в каждом текущем мгновении «практикой» или «медитативной практикой».

Вопрос: Как я могу разобраться с путаницей, которая находится ниже уровня моего осознания?

Нисаргадатта: Для этого надо побыть наедине с самим собой… с пристальным интересом наблюдая себя в повседневной жизни, с намерением понять, а не осудить, полностью принимая все, что может обнаружиться, поскольку это означает, что оно скрывалось там, невидимое вами. Надо поддержать в себе стремление заглянуть глубже, ниже поверхности, и обогатить свою жизнь и сознание удерживаемой там собственной энергией. Это очень большая работа для вашего сознания. Она устраняет препятствия и высвобождает вашу скрытую энергию, позволяя вам лучше понять природу жизни и сознания. Разум – дверь к свободе, а живое, пристальное внимание – мать разума.

Нисаргадатта Махарадж. «Я есть То»

Остановка

Люди думают о медитации как о некоем особом виде деятельности, но это не совсем верно. Медитация – это сама простота. В шутку мы иногда говорим: «Ничего не делайте, просто сидите». Но суть медитации – не в простом сидении на одном месте. Речь идет о том, чтобы остановиться и начать присутствовать. Главным образом мы, действуя, начинаем суетиться. Способны ли вы сделать остановку в своей жизни, хоть на мгновение? Можете сделать это прямо сейчас? Что случится, если вы это сделаете?

Хороший способ остановить деятельность заключается в том, чтобы хотя бы на мгновение перейти в «режим пребывания». Думайте о себе как о вечно существующем свидетеле, как о бессмертном существе. Просто наблюдайте текущий момент, не стараясь ничего изменить. Что происходит? Что вы чувствуете? Что видите? Что слышите?

Самое забавное в остановке то, что как только вы останавливаетесь, то входите в текущий момент. Все становится удивительно простым. До некоторой степени это похоже на то, как если бы вы умерли, а мир продолжил двигаться сам по себе. Если бы вы действительно умерли, то все ваши обязанности и обязательства немедленно исчезли бы. Все так или иначе решилось бы уже без вашего участия. Никто, кроме вас, не может взять на себя выполнение ваших планов. Они умерли бы или рассосались вместе с вами так же, как это происходило со всеми остальными, кто когда-либо умирал. Поэтому вам не следует больше волноваться об этом.

Но если это верно, возможно, вам не следует немедленно бежать к телефону, чтобы сделать звонок, даже если вам кажется, что вы должны сделать это. Возможно, вам не стоит прямо сейчас начать читать очередной документ или выполнять очередное поручение. «Умерев понарошку» на некоторое время, пока вы еще живы, вы освобождаете для себя свое настоящее. «Умирая» таким образом, вы в настоящий момент фактически становитесь более живыми. Вот что способна дать вам остановка. В этом нет ничего пассивного, безвольного. Когда вы решаете тронуться с места, это будет совсем иной вид движения, потому что перед этим вы остановились. На самом деле остановка делает движение более ярким, более богатым, более текстурированным. Она помогает нам справляться со всем, что нас так пугает и беспокоит, к чему мы чувствуем себя неспособными. Она показывает нам направление дальнейшего движения.

ПОПРОБУЙТЕ

Время от времени в течение дня стоит остановиться, сесть и прислушаться к собственному дыханию. На это может уйти пять минут или даже пять секунд. Постарайтесь полностью погрузиться в ощущение текущего момента, включая то, как вы себя чувствуете, и что, по вашим ощущениям, будет происходить. В течение таких моментов не пытайтесь ничего изменить, просто дышите и погружайтесь. Дышите и позвольте себе просто пребывать.

Подавите в себе желание видеть в этот момент что-либо иным, чем оно есть; в сознании и в сердце дайте себе разрешение позволить этому мгновению быть таким, какое оно есть, позвольте и себе быть таким, какой вы есть, и ничем больше. И только тогда, когда вы будете готовы, осознанно и решительно начинайте двигаться в том направлении, которое подсказывает вам ваше сердце.

Вот оно

Карикатура из «Нью-Йоркера»: два дзэн-буддийских монаха в типичной одежде и с бритыми головами, один молодой, а другой старый, сидят рядом на полу, скрестив ноги. Младший с некоторым недоумением смотрит на старшего, сидящего лицом к нему, и тот говорит: «Дальше ничего не будет. Это все».

Все верно. Обычно, когда мы что-то предпринимаем, то, естественно, ожидаем достижения желаемого результата наших усилий. Мы хотим видеть результаты, даже если это всего лишь приятное ощущение. Единственное исключение, которое я могу себе представить, – медитация. Медитация – единственная намеренная, систематическая человеческая деятельность, которая по своей сути не является попыткой улучшить себя или добиться чего-то еще, это просто стремление понять, где вы находитесь. Возможно, это и есть основная ценность медитации. Быть может, все мы должны сделать хоть что-то в своей жизни ради нее самой. Но было бы не совсем верно считать медитацию «деянием». Более точно называть это «пребыванием». Когда мы понимаем это «вот оно», оно позволяет нам отпустить прошлое, не цепляться за будущее и полнее осознать то, кем мы являемся сейчас, в этот самый момент.

Обычно люди не в состоянии сразу же добиться этого ощущения. Они хотят медитировать для того, чтобы расслабиться, испытать особое состояние, стать лучше, немного уменьшить стресс или боль, избавиться от старых привычек, стать более свободными или просветленными. Все это очень важные причины для того, чтобы начать практиковать медитации, но все они одинаково чреваты проблемами, если вы ждете, что все это обязательно произойдет только потому, что вы в настоящий момент медитируете. Вы будете захвачены желанием получить «особый опыт» или поиском признаков прогресса. Если вы довольно быстро не почувствуете нечто необычное и приятное, то можете усомниться, правильный ли путь вы выбрали, или начать задаваться вопросом: «Все ли я делаю правильно?»

В большинстве случаев обучение чему-либо – это обычно вполне разумное поведение. Конечно, чтобы сохранить интерес к занятиям, вы должны рано или поздно увидеть постепенный прогресс. Но медитация – это нечто иное. С точки зрения медитации каждое состояние особое, каждый момент неповторим.

Когда мы отказываемся от желания увидеть, как в этот самый момент здесь происходит нечто иное, чем то, что мы видим, мы делаем огромный шаг к способности встретиться лицом к лицу с тем, что есть здесь и сейчас. Если мы хотели бы двинуться куда-то или каким-то образом улучшить себя, единственное, что мы можем, это сделать шаг из того места, где мы находимся. Но если мы не знаем, где мы – а это знание возникает из взращенной нами полноты осознания, – то можем только ходить по кругу на одном месте, тратя силы и теряя надежды. Таким образом, в практике медитации лучший способ добиться чего-то заключается в том, чтобы вообще оставить попытки добиться чего бы то ни было.

Поделиться книгой

Оставить отзыв