Манонина Татьяна — Культовое зодчество. Часть 1

Тут можно читать онлайн книгу Манонина Татьяна - Культовое зодчество. Часть 1 - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Архитектура. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Культовое зодчество. Часть 1
Количество страниц: 2
Язык книги: Русский
Издатель: Томский государственный архитектурно-стр
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Культовое зодчество. Часть 1 краткое содержание

Культовое зодчество. Часть 1 - описание и краткое содержание, автор Манонина Татьяна, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «Культовое зодчество». Пособие содержит краткое изложение учебного материала по темам дисциплины. Рассматривается храмовая архитектура в различные периоды истории человечества. Храмостроительство дается как отражение религиозных культов в зодчестве различных стран и народов. Основное внимание уделяется храмовым постройкам языческих религий, храмам национальных и региональных верований (часть 1), а также архитектуре зданий мировых религий: христианства, ислама и буддизма (часть 2). Представленный в пособии иллюстративный материал значительно дополняет, обогащает и конкретизирует лекционный курс. Учебное пособие предназначено для бакалавров архитектуры, обучающихся по направлениям 07.03.01 «Архитектура» и 07.03.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».

Культовое зодчество. Часть 1 - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Культовое зодчество. Часть 1 - читать книгу онлайн бесплатно, автор Манонина Татьяна

12

Татьяна Николаевна Манонина

Культовое зодчество. Часть 1

© Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2016

© Манонина Т.Н., 2016

Введение

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством, в котором проживают представители трех мировых религий – христианства, ислама и буддизма. Кроме того, многие народы России придерживаются национальных и традиционных верований. В государстве сложилась духовная и достаточно самобытная система жизненных ценностей, норм и приоритетов, позволяющая сосуществовать разным религиозным культурам.

В конце XX в., после почти векового забвения, в России начался политико-правовой и социально-культурный процесс, связанный с восстановлением религиозной культуры, практически утраченной в советское время. Была дана оценка грандиозному урону, нанесенному церкви в период разрушительного атеизма. Общество постепенно возвращается к тем духовным ценностям, которые проповедовала религия. Конфессиям передаются сохранившиеся храмы, духовенство становится позитивным объектом внимания.

Процесс возрождения культового зодчества должен начинаться с подготовки кадров – профессиональных архитекторов, которым будут доступны секреты мастерства при возведении культовых построек. В 2016 г. в Московском архитектурном институте (государственной академии) была создана специализированная кафедра храмового зодчества. На ее основе планируется создание учебного центра, который в перспективе координировал бы усилия ведущих российских архитекторов и других специалистов в обучении студентов основам современного храмового православного зодчества. Задачи кафедры – развитие высшего архитектурного образования в области храмостроения; возрождение утраченных в ХХ в. традиций российской культуры проектирования, реставрации и реконструкции храмовых построек; формирование архитектурных образов храмов и разработка их новаторских решений.

Основной акцент в процессе обучения планируется сделать на подготовке архитекторов-проектировщиков, глубоко знающих традиции духовной культуры, владеющих новейшими методами проектирования, хорошо представляющих технологии строительства и нацеленных на формирование современного языка храмового зодчества.

Те же цели и задачи мы ставим перед томской архитектурной школой, в которой с 2013 г. изучается курс «Культовое зодчество». Этот курс разработан как теоретическая часть подготовки проектировщиков и включает в себя знакомство со всеми религиями – национальными и мировыми, с их отличительными чертами, спецификой и своеобразием. Храмы – это особо значимые общественные здания, и их проектные решения должны быть основаны на изучении не только исторических стилей, но и особенностей религий, традиций и канонов культов и др.

При всем многообразии мировых религиозных воззрений в Российской Федерации, по данным проведенного в 2012 г. социологического исследования, существуют свыше 10 конфессий различных религиозных направлений, среди которых выделяются христиане – православные, католики, протестанты (лютеране), мусульмане, буддисты, иудеи. Именно для религиозных общин этих вероисповеданий будут возводиться культовые сооружения для совершения богослужений и религиозных обрядов (церкви, часовни, мечети, синагоги и др.). В отличие от храмостроения прошлых веков, в настоящее время возрастает потребность в проектировании и строительстве не столько зданий собственно храмов, сколько культовых комплексов с большим количеством сооружений различных функциональных потребностей.

Учебное пособие по дисциплине «Культовое зодчество» составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров очной формы обучения направлений подготовки: 07.03.01 «Архитектура»; 07.03.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».

Раздел 1

Культовое зодчество в истории религий. Языческие религии

1.1. Происхождение религии

Начиная с ХIХ в., ученых – теологов, философов, историков, антропологов и представителей других видов наук интересовала тема возникновения и развития религии. Именно с этого времени начинает формироваться отдельное научное направление, получившее в дальнейшем название религиоведение.

Вопрос о происхождении религии представляется достаточно сложным для научного исследования, поскольку в формировании человеческого общества принимали участие многие поколения в течение длительного периода времени, на протяжении многих столетий. Процесс социокультурного формирования общества проходил на разных континентах обособленно: развитие культуры у разных народов шло неравномерно. Это обстоятельство является причиной того, что достаточно затруднительно дать четкую датировку возникновения и оформления религиозных воззрений у древних народов мира в качестве определенной ступени общественного развития. Уже в XIX в. среди ученых существовало множество точек зрения, которые по-разному трактовали этот вопрос.

Рассмотрим три основные научные концепции, объясняющие сущность происхождения религии.

Первая концепция – «прамонотеизм» была сформулирована представителями так называемых околоцерковных кругов (немецкий католический священник, религиовед, лингвист и антрополог В. Шмидт, шотландский учёный и литератор Э. Лэнг и др.). Согласно этой концепции, древние народы сначала верили в единого Бога, затем единобожие было забыто и постепенно возникла вера во многих богов. И лишь у некоторых народов на следующем этапе развития общества происходит восстановление первоначальной веры в единого Бога. Критики этой концепции не без основания считали, что в первобытном обществе люди поклонялись большому количеству богов, которые олицетворяли стихийные силы природы.

Этот факт подтверждали археологические раскопки, это нашло свое отражение и в мифологии разных народов мира. Позже, с развитием классового разделения общества, зарождается государство, которое возглавлял главный правитель. И, таким образом, эта модель социального устройства в общественном сознании проецируется на религиозные представления: как единый правитель на земле, на небе существует единый Бог.

Вторая концепция утверждает, что существовал безрелигиозный период в истории человечества. Основу этой концепции составляли положения из некоторых теологических воззрений римского философа Л. Кара, который предполагал, что первобытный человек не был способен сформировать абстрактные представления о сверхъестественных силах или божественном провидении, поскольку его занятия были сугубо материальными и соответственно он был почти не развит интеллектуально.

Однако археологические исследования доказывают, что у представителей первобытных племен существовали в примитивном состоянии некоторые элементы религиозных верований. Это нашло свое отражение в обрядах захоронения: в древних могилах человеческие останки практически всегда расположены согласно определенным правилам, а останки животных зарыты беспорядочно. Этот факт является подтверждением наличия у древних людей веры в загробную жизнь.

Согласно третьей концепции, уже 40 тыс. лет назад, со времени появления человека разумного, среди людей получили распространение простейшие формы религиозных верований. К этому времени человек уже мог иметь абстрактное понимание мира – об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней пещерные рисунки, а существование религиозных воззрений подтверждает и практика захоронения первобытных людей. В этот период развития общества первобытный человек имел веру в большое количество богов, которые являлись отражением стихий природы. Теологические, исторические и философские взгляды сторонников этой концепции базировались уже на материалах научных и практических исследований. К последователям относятся: немецкие философы и общественные деятели М. Мюллер, К. Маркс и Ф. Энгельс, английский этнолог и культуролог Э.Б. Тайлор и др.

Поделиться книгой

Оставить отзыв