Коллектив авторов — Россия и мусульманский мир № 3 / 2016

Тут можно читать онлайн книгу Коллектив авторов - Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Газеты и журналы. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Россия и мусульманский мир № 3 / 2016
Количество страниц: 11
Язык книги: Русский
Издатель: Агентство научных изданий
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 краткое содержание

Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 - описание и краткое содержание, автор Коллектив авторов, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

В журнале публикуются научные материалы по текущим политическим, социальным и религиозным вопросам, касающимся взаимоотношений России и мировой исламской уммы, а также мусульманских стран.

Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 - читать книгу онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов

Россия и мусульманский мир Научно-информационный бюллетень 2016 – 3 (285)

КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – НЕТ!

ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ – ДА!

Современная Россия: Идеология, политика, культура и религия

Цивилизационные детерминанты экономического развития России в условиях глобализационных процессов

А. Новиков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики экономического факультета (Санкт-Петербургский государственный университет)

Глобализация как феномен современного мирового развития становится всё более значимым понятием, определяющим направленность функционирования национальных экономик.

Под глобализацией обычно понимаются как изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни во всём мире, так и последствия этих изменений, отражающиеся и в глобальных изменениях климата Земли, и в усложнении взаимоотношений между Западом и Востоком, исламом и христианством, между бедными и богатыми, между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества. В качестве причин возникновения и развития глобализации предполагаются и научно-техническая революция, и исключительно быстрое развитие информационных технологий, и качественное изменение человеческого сознания, направленное на создание мегаобщества и мегакультуры. Последствия этого явления также называются от самых радужных до катастрофических.

Однако в основном мнения сходятся в том, что глобализация – это реальность XXI в., процесс интеграции человечества, который соединяет в себе научно-техническую революцию, развитие мировой экономики, качественно меняющиеся рыночные отношения, взаимоотношения в мировом сообществе. Тем не менее насколько этот процесс объективен и естествен, какие последствия – негативные или позитивные – могут ожидать от него каждое государство и каждый житель Земли – остается под вопросом.

Глобализацию можно рассматривать как очередной этап, составляющую модернизации – навязанного Западом, не всегда и не для всех желательного и полезного, но необходимого компонента развития общества, как процесс либерализации национальных экономик, политических систем, усвоение западного образа жизни.

Каждая страна обладает собственным историческим опытом экономической жизни. На основе этого опыта вырабатываются тип экономики и методы хозяйствования, соответствующие историческим, географическим, демографическим и другим факторам, среди которых большую роль играют национальный менталитет и взаимосвязанные с ним обычаи, нормы и традиции. В свою очередь обычаи и традиции являются формой существования норм и эталонов, накапливаемых и передаваемых последующим поколениям, что обеспечивает сохранение повторяемости определенных общественно значимых ситуаций. Системой, направленной на их сохранение, является традиционное общество [1, с. 44].

Технологический тип западной цивилизации породил заблуждение, согласно которому традиции – удел прошлого, реликт ушедших стадий истории, а традиционное общество – одна из промежуточных (или даже начальных) стадий прямолинейного движения каждого человеческого сообщества, вне зависимости от особенностей его исторического развития, к идеалу – современному индустриальному обществу, «обществу всеобщего благосостояния».

Переходом от традиционного общества к современному является модернизация, рассматриваемая как процесс, направленный на построение специфической цивилизации европейского типа. Под модернизацией также понимается процесс либерализации национальных экономик, политических систем, усвоения западного образа жизни.

По этому единственно возможному и исторически предопределенному пути, по мнению сторонников теории модернизации, должны пройти и идут все нации и страны, однако на путь модернизации они вступают в разное время. От этого зависят их место в ряду развитых стран и степень достижения благосостояния на сегодняшний день. На этой основе все государства подразделяются на эшелоны модернизации.

В странах первого эшелона модернизации с XV в. находились центры мировой системы капитализма, центры европейского, а потом и мирового «мира-экономики», т.е. пространства, очерченного определенными границами, имеющего некий центр, вокруг которого формируются ближняя и дальняя периферии, являющегося суммой частных экономик с разным уровнем богатства. Из этого построения возник такой вид неравенства, как международное разделение труда, конкретизирующееся в виде пространственной модели развития и отсталости, так как разделение труда в масштабе мира-экономики не было соглашением равных партнеров [2, с. 14].

К началу индустриальной цивилизации возникшее в прошлом состояние зависимости ускоряло процесс модернизации в одних странах и тормозило его в странах – поставщиках сырья. Причем со временем, когда главенство экономики становилось всё более значительным, усиливалось и экономическое неравенство соучастников мира-экономики, что делило мир на привилегированную часть и лишенную привилегий. Со временем такое неравенство переставало удовлетворять страны – периферии мира-экономики, и это неудовлетворение проявилось в стремлении искать и находить модели самостоятельного развития, учитывающие особенности внутренней хозяйственно-культурной жизни страны [3, с. 22].

Реакцией центров мира-экономики на изменившуюся позицию периферийных стран стала идея необходимости для дальнейшего мирового развития глобализации национальных экономик, перехода к единой мировой экономике, основанной на либерализме. Глобализация, по мысли ее сторонников, должна стать необратимым процессом интернационализации не только экономической сферы, но и всей общественной жизни, создав условия для свободного перемещения финансовых, материальных и человеческих ресурсов.

Глобализация выводит экономику различных стран на качественно иной уровень, при этом сглаживая и даже уничтожая их культурно-исторические особенности, на что и направлен в результате процесс модернизации, тормозом которого могут являться национальные особенности, традиции.

Глобализация, как и модернизация в целом, внедряя свою культуру, культуру «модернити», разрушая одни традиции, не совместимые с ее принципами, вместе с тем устанавливает другие – традиции непрерывного изменения, традиции рационализма.

Теоретики модернизации и глобализации выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы преобразований, утверждая, что в ходе модернизации необходимо устранить неблагоприятные факторы.

Среди всех факторов, влияющих на экономическое развитие, человек как субъект экономической деятельности и элемент общности рассматривается в качестве наиболее важного фактора. В этой связи сегодня понятию национального менталитета отводится ведущая роль, а изменение сознания человека, его представлений, образа экономического мышления, нормы действий, менталитета являются ключевым моментом модернизации общества.

К неблагоприятным факторам преобразований относятся сохранение элементов традиционного общества и отсутствие рационалистического сознания у большинства населения. М. Вебер признавал, что «первым противником, с которым пришлось столкнуться “духу” капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в этическом обличии, был тип поведения и восприятия, который мог быть назван “традиционализмом”» [4, с. 80].

Поэтому некоторые ученые считают, что «развитие нового культурного стереотипа» образует «сердцевину» всего процесса модернизации, а первоочередной задачей в процессе модернизации ее идеологами видится разрушение или, по крайней мере, преобразование традиционного сектора, традиционных социально-экономических и общественно-политических институтов. Отсюда возникает такое определение модернизации, как рационализация сознания на основе научных знаний с отказом от поведения в соответствии с традициями, как смена типов сознания, трансформация субъекта общественного сознания, изменения типа самой общности людей [5, с. 63–73].

Поделиться книгой

Оставить отзыв