Хорошкевич Наталья — Трехсекторальное социальное партнерство

Тут можно читать онлайн книгу Хорошкевич Наталья - Трехсекторальное социальное партнерство - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Детская образовательная литература. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Трехсекторальное социальное партнерство
Язык книги: Русский
Издатель: Бук
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Трехсекторальное социальное партнерство краткое содержание

Трехсекторальное социальное партнерство - описание и краткое содержание, автор Хорошкевич Наталья, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Методическое пособие содержит материалы и рекомендации, которые могут помочь преподавателям в обучении дисциплине «Трехсекторальное социальное партнерство» студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». Также данное пособие может быть интересно преподавателям, обучающим данной дисциплине студентов других специальностей; студентам, а также всем, кому интересна проблема трехсекторального социального партнерства.

Трехсекторальное социальное партнерство - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Трехсекторальное социальное партнерство - читать книгу онлайн бесплатно, автор Хорошкевич Наталья

Наталья Геннадьевна Хорошкевич

Трехсекторальное социальное партнерство

© Н. Г. Хорошкевич, 2018

© Оформление. ООО «Бук», 2018

* * *

Введение

В настоящее время в развитых зарубежных странах и России получает распространение реализация идеи трехсекторального социального партнерства: государства, общества и бизнеса. Трехсекторальное взаимодействие выступает как один из инструментов стабилизации общества.

Эта идея стала развиваться начиная с XX в. и вызывает все больший интерес. Последнему способствуют объективные условия: уровень правового, технического развития общества, повышение благосостояния населения, развитие демократии, реализация идеи социального государства и т. д. При этом позиция государства такова, что оно пытается развить это взаимодействие между участниками социального партнерства так, чтобы все стороны были активны и решали проблемы, приходя к устраивающему всех решению.

В странах Западной Европы и США это явление уже получило достаточное развитие. Там в течение нескольких десятилетий накоплен положительный опыт трехстороннего социального взаимодействия. В России трехстороннее социальное партнерство стало активно развиваться только начиная с 90-х гг. прошлого века. Поэтому в нашей стране сегодня этот процесс сопряжен с бо́льшими трудностями, чем на Западе.

По мнению современных исследователей, первый синтез идей социального партнерства появился еще в древности, во времена Платона и Аристотеля, в работах которых говорится о новом обществе, гармоничных отношениях равных граждан, совместном решении проблем. Сегодня в зарубежной научной литературе социальное партнерство рассматривается как один из инструментов формирования гражданского общества.

В России интерес к изучению социального партнерства стал более активно проявляться начиная с 90-х гг. прошлого века. Само явление получило более широкое развитие в нашей стране именно с этого времени. Стали появляться книги, статьи об изменении социально-трудовых отношений посредством социального партнерства. Вводилась в научный оборот терминология по социальному партнерству, начали изучаться методологические проблемы данного явления, история и специфика социального партнерства в российских условиях.

Трехсекторальное социальное партнерство действительно способствует урегулированию отношений в трудовой сфере, помогает решать многие социальные проблемы. И в этой связи в нашей стране такое трехстороннее взаимодействие также рассматривается как один из способов повышения социальной стабильности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» от 10.12.2014 № 1567 современный студент по данному направлению подготовки должен обладать рядом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Данное методическое пособие разработано в первую очередь для студентов, обучающихся по этому направлению.

Цель методического пособия – оказать содействие преподавателям в процессе преподавания дисциплины «Трехсекторальное социальное партнерство», помочь студентам овладеть рядом компетенций, таких как:

– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического общества для формирования гражданской позиции;

– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (в данном случае основы законодательства в сфере социально-трудовых отношений);

– умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии, регулирующие воздействие при реализации управленческого решения;

– способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ.

Методическое пособие состоит из введения, основной части, где изложен теоретический материал, описаны методы освоения данной дисциплины, практических, контрольных работ и заключения.

В теоретической части представлены методологические основы изучения трехсекторального социального партнерства. Исследовано развитие трехстороннего взаимодействия в России и развитых зарубежных странах. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты международного права, регулирующие развитие данного явления за рубежом, и правовая база РФ по данному вопросу. В методическом пособии представлены материалы, касающиеся механизма реализации трехстороннего социального партнерства, наиболее эффективные технологии развития этого явления в нашей стране. Также рассмотрено современное состояние трехстороннего социального взаимодействия в России и за рубежом.

В целях освоения данной дисциплины и овладения отмеченными выше компетенциями в методическом пособии в качестве методов обучения предложены работа с книгой, репродуктивный и в меньшей степени продуктивный методы, частично используются проблемный, учебный методы. Для оценки предложены такие методы, как тестирование, письменные работы.

В содержательном плане данное методическое пособие представляет собой обзор основных моментов развития трехсекторального социального партнерства, поэтому оно может быть также адресовано студентам других гуманитарных специальностей, преподавателям гуманитарных дисциплин и всем, кому интересно развитие трехстороннего социального взаимодействия, когда речь идет о решении социальных проблем за рубежом и в России.

Раздел 1

Теоретические основы трехсекторального социального партнерства

1.1. Методологические основы изучения трехсекторального социального партнерства

В настоящее время, когда идет активное воплощение идеи гуманизма посредством развития демократии, правового, социального государства и т. д., таким же инструментом можно считать идею социального партнерства. Последнее на сегодняшний день считается одним из достаточно эффективных способов регулирования отношений между государством и большими социальными общностями.

В данном разделе рассматриваются основы трехсекторального социального партнерства, являющегося одной из разновидностей социального партнерства. Сегодня в научной литературе можно встретить деление социального партнерства на типы. Выделяют двухсекторальное и трехсекторальное партнерство. Это может быть партнерство государственной власти и бизнеса; государственной власти, бизнеса и общества (в лице профсоюзных организаций).

В самом широком смысле партнерство с точки зрения толковых словарей – это форма взаимодействия между партнерами. Слово «социальное» может пониматься в одном из трех значений. Во-первых, это определенная сфера жизни общества, в рамках которой происходит взаимодействие отдельных людей, сообществ, различных по половозрастным, национальным, имущественным и другим характеристикам. Традиционно к социальной сфере относят здравоохранение, образование, науку, культуру, физкультуру и спорт, туризм и т. д. Но при этом многие явления, также связанные с жизнью социума, остаются не рассмотренными с точки зрения социальных связей[1]. Во-вторых, социальное рассматривается как общественное. Общество – это высшая форма социального, производное от социального. Только в обществе социальное получает наибольшее развитие. «Но социальное шире общественного. Оно может характеризовать и межгрупповое взаимодействие в малых группах, и т. д.»[2]. В-третьих, социальное рассматривается как особая, специфическая для человека форма регуляции поведения и «порождаемые ею свойства человеческой жизни». А точнее, социальное – это «особый тип, форма регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих (в том числе по отношению к самому субъекту действия), который возможен благодаря взаимным обязательствам, договоренностям»[3]. Для понимания явления социального партнерства целесообразнее использовать третье значение слова «социальный», т. к. оно наиболее широкое и включает в себя взаимодействие между социальными общностями, в том числе между государством, коммерческими и некоммерческими организациями.

Поделиться книгой

Оставить отзыв