Гусева Юлия Евгеньевна — Непонятный мир детства. Как понять своего ребёнка и подружиться с ним

Тут можно читать онлайн книгу Гусева Юлия Евгеньевна - Непонятный мир детства. Как понять своего ребёнка и подружиться с ним - бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Детская психология. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Непонятный мир детства. Как понять своего ребёнка и подружиться с ним
Язык книги: Русский
Издатель: ИД «Городец»
Прочитал книгу? Поставь оценку!
0 0

Непонятный мир детства. Как понять своего ребёнка и подружиться с ним краткое содержание

Непонятный мир детства. Как понять своего ребёнка и подружиться с ним - описание и краткое содержание, автор Гусева Юлия Евгеньевна, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Эта книга написана для родителей дошкольников, она поможет разобраться в некоторых важных тонкостях отношений родителей и детей. Что делать с капризами или истериками ребёнка? Нужно ли отдавать ребёнка в детский сад, или ему будет гораздо лучше дома? Нормально ли, что с появлением в доме младенца старший ребёнок начал просить соску? Поведение детей – это лишь верхушка айсберга, в основании которого лежат в частности действия их родителей. Порой родители неосознанно манипулируют детьми, способствуют появлению у них страхов или учат детей лгать. Возможно, в некоторых примерах читатель узнает себя. Книга поможет многое понять о самих себе: об эмоциях и чувствах, о родительском стыде, например, и о любви.

Непонятный мир детства. Как понять своего ребёнка и подружиться с ним - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Непонятный мир детства. Как понять своего ребёнка и подружиться с ним - читать книгу онлайн бесплатно, автор Гусева Юлия Евгеньевна

Юлия Евгеньевна Гусева

Непонятный мир детства: как понять своего ребёнка и подружиться с ним

© Ю. Е. Гусева, 2018

© ИД «Городец», 2018

* * *

Посвящается моей бабушке, Сафёлкиной Валентине Михайловне, талантливому педагогу и чуткому человеку

Введение

Эта книга написана для родителей дошкольников. Для родителей, чьим детям примерно от трёх до семи лет.

Это возраст активности, возраст формирования «Я» ребёнка. Я постаралась в этой книге ответить на самые распространённые вопросы родителей дошкольников и рассмотреть наиболее часто встречающиеся ситуации. Конечно, указанное возрастное ограничение немного условно. Иногда я привожу примеры и описываю ситуации, в которых присутствуют дети более младшего, раннего возраста, иногда в моей книге встречаются ситуации, описывающие поведение младших школьников. Это не случайно. Дело в том, что некоторые проблемы нередко встречаются у детей разного возраста.

О разных педагогических принципах

Лучшая в мире мама

Последнее, что я хочу сейчас делать, это морализировать на тему: как быть хорошей матерью. Но всё-таки у меня есть прототип хорошей мамы. Не в реальности. В художественной литературе. Это Муми-мама.

Почему? Потому что Муми-мама умеет чувствовать, она мудра и понимает детей, наверно, больше, чем они сами понимают себя. Судите сами.

Мы ничем не можем тебе помочь? спросил Мумитролль, когда все приготовления были закончены.

Вы должны обследовать остров, сказала Муми-мама (уж она-то знала, чего им больше всего хочется). Очень важно знать, куда мы попали. Вдруг нам грозит какая-нибудь опасность?

Верно, сказал Муми-тролль.

Там, где Муми-мама, там всегда надёжно и спокойно. Потому что она умеет успокоить, утешить и переключить внимание. И к каждому находит индивидуальный подход.

Что случилось? спросила Муми-мама, которая варила в саду варенье.

Снифф прижался к ней и зарылся носом в её передник.

За мной гонятся… Тайное общество… пролепетал он. Они схватят меня, и тогда…

Пока я с тобой, этого не будет, сказала Муми-мама. На вот, вылижи блюдечко с вареньем.

Не могу… прохныкал Снифф. Не сейчас. А может, и никогда больше не смогу! Но немного погодя он сказал: Ну ладно, разве что с краешков. Пока ждать будем.

Муми-мама не будет ругаться, накалять обстановку. Напротив, она всегда умеет погасить гнев и раздражение других.

А, это ты, сказала она. А я уж думала, к нам вломились разбойники.

Я хотел достать пальмовое вино, сказал Муми-папа. Какой осёл поставил эту проклятую салатницу на самый край?

Ну и хорошо, что она разбилась, она была ужасно некрасивая, сказала Муми-мама. Стань на стул, так будет удобней.

К чему я? Нравится мне Муми-мама. Нравится своим спокойствием, уверенностью, добротой. Может быть, поэтому я раз за разом с удовольствием перечитываю книги Туве Янсон?

Анти-педагогика от Мэри Поппинс

Почему я решила написать о Мэри Поппинс? Без видимой причины. Отнюдь не из личной антипатии. Просто потому, что это произведение хороший иллюстративный материал, на котором можно разбирать различные педагогические приёмчики и размышлять о степени их эффективности. Да, я на сто процентов отдаю себе отчёт в том, что книга писалась в совершенно иных социально-экономических условиях, в другой стране и в другое время. Это не важно для меня. Не важно потому, что читаем мы повести о Мэри Поппинс сейчас. У меня нет цели осудить Мэри Поппинс. Она продукт иной культуры. И если я иногда невольно осуждаю её, то совсем не для того, чтобы сказать, что она плохая няня. Я использую её образ для того, чтобы мы, родители, могли посмотреть на себя со стороны. То есть я говорю здесь не совсем о Мэри Поппинс. Мэри Поппинс средство. А основной объект анализа это наше поведение, поведение современных родителей.

Образ Мэри Поппинс в общественном сознании это идеал няни, которую обожают дети. Но если обратить внимание на её педагогические приёмы, становится жутко и страшно. Какие же это приёмы? Мэри Поппинс запугивает и угрожает, не отвечает на вопросы, насмехается, иронизирует и принижает. При этом она непоследовательна, перекладывает ответственность с себя на детей, и вообще не всегда понятно, кто взрослый, а кто ребёнок в этой повести.

Итак, Мэри Поппинс угрожает. Причём регулярно. И в определённых ситуациях. Например, когда ей задают вопросы.

Вы от нас не уйдёте, правда? —повторил Майкл.

Над ночной рубашкой вынырнула голова Мэри Поппинс. Вид у неё был очень свирепый.

Ещё одно слово из этого района, —угрожающе проговорила она, и я позову полисмена!

Этот способ воздействия на детей работает. Когда Мэри Поппинс не хочет отвечать на вопросы или хочет, чтобы её оставили в покое, она предпочитает пользоваться своей властью над детьми. Например, она говорит: «И если я услышу ещё один вопрос, мы сразу пойдем домой». И дети замолкают. Удобно. Авторитет, основанный не на уважении, а на страхе… Ведь, действительно, во власти няни увести детей домой.

А помните главу, в которой Мэри Поппинс ведёт детей в гости к дяде Паррику? По пути Мэри Поппинс задерживается у витрины табачного магазина, чтобы посмотреть на себя со всех сторон. Интересно, зная Мэри Поппинс (а мы-то уже неплохо знаем её по книгам), что бы она сказала, если бы Джейн или Майкл застряли у зеркальной витрины. Я думаю, что-то вроде: «Ну и долго ещё мы будем разглядывать себя?» Или даже, фыркая (а Мэри часто фыркает): «Невероятная красота, не правда ли?» Или что-то вроде: «Да уж, есть на что посмотреть!» Да-да, про других Мэри обычно так и говорит. И, вероятно, она где-то в глубине души смущается и немного стыдится того, что долго разглядывает себя в зеркало. И чтобы замаскировать смущение, она, когда наконец отрывается от витрины, строго говорит детям: «Идёмте же», как будто это они её задержали… Мэри виртуозно умеет перекладывать вину с себя на других. Конечно, Само Совершенство не может быть виноватой.

Теперь обратимся к главе, посвящённой Эдуарду. Помните? Эдуард это маленькая собачка мисс Ларк, соседки Бэнксов по Вишнёвому переулку. Рассмотрим две маленькие ситуации.

Фу! сказал как-то раз Майкл, когда они с Джейн наблюдали за Эдуардом сквозь изгородь, отделявшую Дом Номер Семнадцать от соседнего дома. Фу! Он просто ничтожество!

Откуда ты знаешь? – спросила Джейн, очень заинтересованная.

Я знаю, потому что папа так его назвал сегодня утром. Он вовсе не ничтожество! сказала Мэри Поппинс. И точка!

Совершенно очевидно, что есть только одна верная точка зрения. И Мэри Поппинс не утруждает себя аргументами. Ей совершенно неважно, что косвенно она пренебрежительно высказывается об отце своих подопечных. В её картине мира уважения заслуживает только она Леди Совершенство. Она могла бы объяснить детям, почему не считает Эдуарда ничтожеством. Но она не делает этого. Мэри вообще старается не утруждать себя лишними разговорами с детьми. Помните, как мисс Эндрю говорила о том, что дети должны молчать и делать то, что она говорит? Да, и ещё мисс Эндрю считала, что она всё знает лучше всех и все должны её слушаться. Мэри Поппинс этого не говорит прямо, но подразумевает. И действительно, всё происходит так, как хочет Мэри Поппинс.

Поделиться книгой

Оставить отзыв